Налоговая амнистия: новые правила игры на уголовном поле

1 Февраля 2010

29 декабря 2009 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ряду многочисленных законов, вносящих поправки в налоговое законодательство РФ, указанный закон носит знаковую роль – смягчение уголовной ответственности за неуплату налогов (пеней, штрафов). В прессе обсуждались многие аспекты будущего закона, давались комментарии как справедливее наказывать налогоплательщиков. Наконец настало время обратить внимание на результат, зафиксированный в итоговом документе.
 
Новые основания наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов для физических лиц
 
Каждое физическое лицо, находящееся на территории РФ, является потенциальным налогоплательщиком, который может при определенных основаниях подвергаться претензиям контролирующих органов по вопросу неуплаты налогов. На протяжении многих лет действовало правило - неуплата налогов на сумму свыше 100 000 руб. является основанием для привлечения физического лица к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ. С 1 января 2010 г. налоговая планка повысилась. Так, теперь поводом для возбуждения уголовного дела в отношении налогоплательщика - физического лица является неуплата  налогов за период в пределах трех финансовых лет подряд на сумму свыше 600 000 рублей.
 
Сравнительная таблица оснований наступления уголовной ответственности для налогоплательщиков – физических лиц
 
До 1 января 2010 г.
С 1 января 2010 г.
Крупным размером в ст. 198 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.
Крупным размером в ст. 198 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.
 
Из приведенной таблицы очевидно, что сумма неуплаченного налога, дающая основания для уголовного преследования налогоплательщика – физического лица, с 1 января 2010 г. повышается в 6 раз.
 
 
Новые основания наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (неисполнение обязанностей налогового агента) для юридических лиц
 
 
Помимо физических лиц, наиболее распространенной категорией налогоплательщиков являются юридические лица, к которым, как показывает практика, предъявляются самые многочисленные налоговые претензии. Поскольку российское уголовное законодательство предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности исключительно физических лиц, уголовному прессингу за неуплату налогов всегда подвергались первые лица организации – генеральный директор, главный бухгалтер и в последнее время уже учредитель.
Руководство юридических лиц привыкло к тому, что вопросы, связанные со ст. 199 УК РФ, а также ст. 199.1 УК РФ могут уже возникнуть при неуплате налогов на сумму свыше 500 000 рублей (то есть с 500 001 руб. и выше).
С 1 января 2010 г. ситуация несколько измениться в сторону улучшения участи первых лиц организации.
 
 
 
Сравнительная таблица оснований наступления уголовной ответственности для налогоплательщиков – юридических лиц
 
До 1 января 2010 г.
С 1 января 2010 г.
Крупным размером в ст. 199 УК РФ, а также в ст. 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
 
Крупным размером в ст. 199 УК РФ, а также в ст. 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
 
Из приведенной таблицы очевидно, что сумма неуплаченного налога, дающая основания для уголовного преследования первых лиц организации, с 1 января 2010 г. повышается в 4 раза.
 
Опасный тандем
 
Согласно принятым поправкам, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Возникновение обозначенной обязанности происходит, если размер налоговой задолженности позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах  и  сборах,  содержащего признаки преступления.
Иными словами, речь идет о размере задолженности, превышающей установленный ст. ст. 198-199.1 УК РФ порог. При этом налоговый орган обязан предупредить налогоплательщика о своей обязанности передать материалы в правоохранительные органы, указав на это в требовании об уплате налога (сбора).
Правоохранительные органы (соответствующее  подразделение милиции), получившие от налоговых органов материалы, обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
 
Особо важно!
 
Но основной приятной новостью для всех налогоплательщиков стало появление следующей нормы – лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (то есть в сумме, указанной в решении налогового органа и требовании, направленном организации).
Получается, что уголовные риски и связанные с ними последствия (судимость) автоматически исчезают при проведении налогоплательщиком полных расчетов с бюджетом по выставленным налоговым претензиям (согласно решению и требованию, направленному налоговой инспекцией).
   Именно для реализации положений об освобождении от уголовного преследования в УПК РФ вводится ст. 28.1, согласно которой уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 198 - 1991 УК РФ, прекращается по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24 и 27 УПК РФ, а также в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. При этом под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме следующих сумм:
-- недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу;
-- соответствующих пеней;
-- штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Однако есть нюанс – освобождение от уголовной ответственности при полном расчете с бюджетом происходит по нереабилитирующим основаниям. Ведь уплата налогов, пеней и штрафов – свое рода деятельное раскаяние налогоплательщика в совершенном преступлении, которое он искупает при помощи денег, переданных государству. Как следствие, если налогоплательщику в будущем будут предъявлены претензии аналогичного содержания, освобождения от уголовного преследования уже ожидать не следует (на что указывает такой квалифицирующий признак «впервые», используемый в ст. 198 и ст. 199, ст. 199.1 УК РФ), и, кроме того, при назначении наказания судья обязательно неформально вспомнит старый грех налогоплательщика (освобождение от уголовной ответственности в прошлом по нереабилитирующим основаниям)
 
 
Все в суд!
 
Рассматриваемый закон возводит на качественно новый уровень значимость решений, принимаемых арбитражными (третейскими) судами, в ситуации, когда налогоплательщик обвиняется в уклонении от уплаты налогов (неисполнении обязанностей налогового агента).
Если раньше суды, рассматривающие уголовные дела, далеко не всегда обращали внимание на решения, приятые другими судами (в частности, арбитражными), поскольку ст. 90 УПК РФ было определено, что только обстоятельства, установленные вступившим в силу приговором[1] суда, учитываются при расследовании уголовного дела, то в новой редакции ст. 90 УПК РФ принимаются во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства.
Как следствие, с 1 января 2010 г. как никогда раньше налогоплательщикам важно уделять внимание арбитражным спорам с налоговыми органами, выиграв которые налогоплательщики могут быть уверены, что  защищены на будущее от уголовного преследования в части обвинения в уклонении от уплаты налогов (неисполнении обязанностей налогового агента).
 
 
 
Кандалы – прочь!
 
 
И, наконец, самое важное на взгляд автора дополнение – появление с 1 января 2010 г. нормы о том, что заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 198 - 1992 УК РФ.
Однако сделав новогодний подарок, законодатель сразу предусмотрел оговорку – все вышеперечисленное действует при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 4 части первой ст. 108 УПК РФ. Речь идет о ситуациях, когда:
1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации[2];
2) его личность не установлена[3];
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения[4];
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда[5].
 
 

 
 
[1] Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству приговоры выносят суды, рассматривающие уголовные дела. В рамках гражданского, административного или арбитражного судопроизводства вынесение приговоров не допускается.
[2] На практике суды толкуют отсутствие постоянного места жительства в РФ как фактическое непроживание лица по месту регистрации, указанному в паспорте.
[3] При задержании у подозреваемого нет при себе документа, удостоверяющего личность (к примеру, паспорта).
[4] Например, будучи под подпиской о невыезде, налогоплательщик покидает пределы РФ без согласования со следователем.
[5] То есть не является по повестке на допрос к следователю или бежал из-под стражи.

Поделиться в социальных сетях

Налоговая амнистия: новые правила игры на уголовном полеКод PHP" data-url="http://www.advokatymoscow.ru/press/news/5068/" data-image="http://www.advokatymoscow.ru/upload/images/ogimage.jpg" data-description="Законодательство, № 1, 2010" >


Комментарии

Комментариев еще нет, вы можете стать первым
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ответить на комментарий

CAPTCHA
Отмена
Все поля являются обязательными для заполнения.
Указанный Вами E-mail опубликован не будет, но может быть использован для уведомлений, связанных с данным комментарием.
Хотите получать сообщения обо всех важных
новостях и событиях на нашем сайте?