Права потребителя при совершении покупок через Интернет. Сайт адвоката Давтян Мари Давитовны Copyright Давтян Мари Давитовна, 2009 Новости Главная Услуги Практика Публикации Контакты Права потребителя при совершении покупок через Интернет.

17 ноября 2009
В современном мире покупатель все чаще и чаще идет за покупками не в магазин, а к своему компьютеру - в Интернет. Конечно, это удобно - не выходя из дома, мы можем приобрести товар, который нам доставят в любое удобное для нас время. Но в покупках через Интернет есть и недостатки. В-первую очередь, мы не видим непосредственно товар, который покупаем, а видим лишь фотографии. А во-вторых, в Интернете проще столкнуться с недобросовестным продавцом, которого после покупки некачественного товара не удастся найти. Кроме того, сама по себе торговля через Интернет содержит некоторые особенности, о которых будет рассказано ниже.
Торговля через Интернет относится к дистанционному способу продажи товара. Дистанционным способом запрещено продавать алкогольную продукцию, а также товароы, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (например, оружие, психотропные вещества, наркотические препараты, табак и др.).
В том случае, когда покупатель приобретает товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на данные отношения распространяется Закон РФ "О защите прав потребителей".
       Прежде чем заказывать товар покупателю следует узнать о продавце как можно больше информации, иначе, в случае продажи некачественного товара, ему будет гораздо сложнее защитить свои права. Любая компания или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы и внесены в единый государственный реестр юридических лиц  (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
       В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.07 № 621 Правилами продажи товаров дистанционным способом продавец обязан предоставить покупателю информацию о своем полном фирменном наименовании и адресе места нахождения. Солидные Интернет - магазины выкладывают юридическую информацию о себе на сайте, если такой информации нет, то ее следует запросить у продавца во время заказа товара. Зарегистрирована ли организация надлежащим образом можно узнать на сайте www.nalog.ru, где в открытом доступе можно получить информацию из ЕГРЮЛ.
Итак, покупатель выбрал товар. До заключения договора продавец обязан предоставить покупателю следующую информацию:
- об основных потребительских свойствах товара;
- об адресе (месте нахождения) продавца;
- о месте изготовления товара;
- о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
- о цене и об условиях приобретения товара;
- о его доставке;
- о сроке службы (годности);
- о гарантийном сроке;
- о порядке оплаты товара;
- о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
Большинство сайтов Интернет-магазинов уже содержат форму заказа товара, но в случае, если такая форма отсутствует (например, покупателю просто предлагают отправить письмо на e-mail), то покупатель в сообщении продавцу о намерении приобрести товар должен указать:
а) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;
в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость (например, доставка, установка, подключение и т.д.);
г) обязательства покупателя, (например, что покупатель обязуется приобрести товар по оговоренной цене, в оговоренные сроки и т.п.).
       Хотя, покупатель и не обязан, но все же будет целесообразным также указывать номер телефона, e-mail и т.п. для того, чтобы продавец мог быстро связаться с покупателем. При этом продавец обязан обеспечить конфиденциальность данных, указанных покупателем. Иногда целесообразно указывать цели приобретения товара, в таком случае продавец будет обязан передать товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
С момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор у продавца возникают обязательства по передаче товара.
Продавец обязан выдать покупателю кассовый или товарный чек либо иной документа, подтверждающего оплату товара.
При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
       Продавец обязан передать товар покупатель в порядке и сроки предусмотренные договором. Он обязан доставить именно тот товар, который заказывал покупатель, а также относящиеся к этому товару документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.). Продавец не имеет права доставлять покупателю дополнительные товары, если они сопровождаются требованием об оплате, а также навязывать дополнительные платные услуги. Также продавец обязан передать товар покупателю по цене указанной в первоначальном предложении. В случае, если доставка является платной, ее стоимость должна быть оговорена заранее.
Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):
а) наименование технического регламента или иное обозначение, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
б) сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания - сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
в) цена в рублях и условия приобретения товара;
г) сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
д) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
е) сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий;
ж) адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца;
з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды;
и) сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
к) сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
       л) информацию о порядке и сроках отказа от товара, а также его возврата.
Покупатель вправе отказаться от товара надлежащего качества без объяснения причин в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. Но из этого правила есть исключения, нельзя отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его покупателем (например, заказанная по размерам комнаты покупателя мебель и т.п.). Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства.
       При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
       Если покупателю передан товар ненадлежащего качества, то он в течение срока службы (годности) товара, а если тот не установлен в пределах двух лет с момента передачи товара покупателю вправе предъявить продавцу следующие требования:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
г) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Гарантийный срок, срок службы товара исчисляются с момента доставки товара покупателю. При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт.
       Денежные средства возвращаются за товар либо одновременно с возвратом товара, либо возврат осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:
а) наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
б) почтовым переводом;
в) путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.
При этом продавец обязан сам оплачивать банковские, почтовые и иные расходы по возврату денег за возвращенный товар.

Поделиться в социальных сетях


Комментарии

Комментариев еще нет, вы можете стать первым
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ответить на комментарий

CAPTCHA
Отмена
Все поля являются обязательными для заполнения.
Указанный Вами E-mail опубликован не будет, но может быть использован для уведомлений, связанных с данным комментарием.
Хотите получать сообщения обо всех важных
новостях и событиях на нашем сайте?