Совет Адвокатской палаты города Москвы одобрил Памятку «Критерии допустимости размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об адвокате и адвокатском образовании» (протокол № 20 от 21 декабря 2021 года).
Несмотря на закреплённые в пункте 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката критерии допустимости содержания информации об адвокате и адвокатском образовании, а также Разъяснения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам по вопросу применения указанного положения Кодекса (Разъяснение от 28 января 2016 года № 03/16 и Разъяснение от 17 апреля 2019 года № 01/19), содержание некоторых сайтов адвокатов и адвокатских образований имеет признаки нарушения указанных требований и недобросовестной рекламы.
Проблема недобросовестной рекламы адвокатской деятельности в сети «Интернет» является одной из самых актуальных в сообществе. Размещение в сети «Интернет» не соответствующих действительности сведений влечёт подрыв доверия как непосредственно к адвокату, распространившему недостоверную информацию о себе, так и к адвокатуре в целом. Очевидно, что существование таких сайтов связано с действиями (бездействием) самих адвокатов, которые осознанно допускают размещение информации в ненадлежащем виде с целью привлечения большего количества доверителей, либо делают это неосознанно, руководствуясь современными тенденциями поведения в сети «Интернет». Такие действия являются прямым нарушением запрета, установленного подпунктом 6 пункта 1 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката, и требований к информации об адвокате, содержащихся в пункте 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката. При наличии оснований случаи размещения информации в таком формате становятся предметом дисциплинарного производства.
Сложность выявления подобных фактов связана с большим количеством адвокатов и адвокатских образований в самой крупной адвокатской корпорации – московской.
Целями разработки «Памятки о критериях допустимости размещаемой в Сети «Интернет» информации об адвокате и/или адвокатском образовании» (далее по тексту – Памятка) являются напоминание о профессионально-этических требованиях в этой области, а также защита профессиональных прав добросовестных адвокатов, которые не считают возможным использование подобных инструментов в своей деятельности.
ПАМЯТКА
«Критерии допустимости размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об адвокате и адвокатском образовании»
Считаем необходимым напомнить адвокатам о допустимых критериях содержания информации об адвокате и адвокатском образовании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учитывая привлекательность использования развития современных цифровых технологий, позволяющих быстро, легко и доступно информировать об осуществлении адвокатской деятельности путём доведения информации о себе и об адвокатском образовании до потенциальных доверителей с помощью персональных сайтов адвокатов и адвокатских образований.
Существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры.
Пункт 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката определяет содержание информации об адвокате и адвокатском образовании и не допускает использования оценочных характеристик адвоката, отзывов других лиц о работе адвоката, сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов, заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.
Критерии допустимости содержания информации об адвокате и адвокатском образовании также определены Комиссией Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам в Разъяснениях по вопросу применения вышеуказанного положения Кодекса профессиональной этики адвоката (Разъяснение от 28 января 2016 года № 03/16 и Разъяснение от 17 апреля 2019 года № 01/19).
При осуществлении адвокатской деятельности с использованием сети «Интернет», создании и размещении интернет-сайтов следует обращать внимание на содержание наполняемой информации и не полагаться в формировании сайта полностью на специалистов в области создания и продвижения интернет-сайтов. Адвокату необходимо самостоятельно принимать все возможные действия по контролю за содержанием рекламных объявлений, иных средств продвижения сайтов адвокатов и адвокатских образований, а также наполнение их содержания оказываемой ими правовой помощи, в том числе размещаемых третьими лицами.
Информирование о деятельности адвоката и адвокатского образования, в котором он состоит, допускается на официальных интернет-сайтах. Такая информация должна содержать указание на фамилию, имя и отчество адвоката, наименование адвокатского образования, в котором он состоит, реестровый номер и наименование адвокатской палаты.
При характеристике адвоката и адвокатских образований, их услуг и достижений следует избегать сравнений с другими адвокатами и адвокатскими образованиями (в том числе с использованием сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий типа «лучший», «лучше», «самый хороший» и т.п. …»), а также негативных оценок их деятельности.
В соответствии с Разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам от 17 апреля 2019 года № 01/19 недопустимой является информация, вводящая потенциальных доверителей в заблуждение относительно характеристик адвоката и оказываемой им юридической помощи путём ложных заявлений, обещаний, искажения фактов. Недопустимо размещение в сети «Интернет» не соответствующих действительности сведений о количестве оправдательных приговоров, постановленных в отношении доверителей адвоката, о проценте «выигранных» дел.
Размещение в сети «Интернет» не соответствующих действительности сведений влечёт подрыв доверия как непосредственно к адвокату, распространившему недостоверную информацию о себе, так и к адвокатуре в целом.
Такие действия являются прямым нарушением запрета привлечения потенциальных доверителей обещанием благополучного разрешения дела, что установлено подпунктом 6 пункта 1 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката, и нарушением требований к информации об адвокате, содержащихся в пункте 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката.
Нежелательным является размещение информации с излишним ассоциированием адвоката и его профессиональной деятельности с предыдущей работой в правоохранительных, государственных органах.
Вместе с тем, в соответствии с Разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам от 28 января 2016 года № 03/16 указание адвокатом в Интернете, а также в брошюрах, буклетах и иных информационных материалах сведений о наличии у адвоката положительного профессионального опыта, а также информации о профессиональной специализации адвоката само по себе не противоречит Кодексу профессиональной этики адвоката.
Кроме того, в последнее время в сети «Интернет» получили широкое распространение сайты так называемых «Рейтингов адвокатов и адвокатских образований», которые используются как рекламный инструмент.
Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации на своем заседании принял «Рекомендации по взаимодействию со средствами массовой информации» (протокол № 5 от 21 июня 2010 года), обратив внимание, что адвокаты не вправе размещать информацию о себе в рекламе организаций, оказывающих юридические услуги, и не являющихся адвокатскими образованиями (пункт 7.5. Рекомендаций).
Адвокатам следует избегать участия в «Рейтингах адвокатов и адвокатских образований», которые размещают анонимные негативные отзывы о других адвокатах и «Черные списки адвокатов».
В случае, если адвокату (адвокатскому образованию) стало известно о распространении без его ведома информации о его деятельности, которая не отвечает требованиям, закрепленным в пункте 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката, он обязан сообщить об этом Совету Адвокатской палаты города Москвы, а также, по возможности, предпринять меры по направлению администратору сайта требования об удалении такой информации об адвокате и адвокатском образовании.
Сам факт распространения недостоверной информации об адвокате или адвокатском образовании умаляет такие ключевые ценности, как авторитет адвокатуры и доверие к ней.