«Гений слова», «защитник вдов и сирот» — так называли современники одного из лучших адвокатов страны.
25 апреля исполнилось 180 лет со дня рождения известного правозащитника Федора Плевако. В архивных фондах Москвы хранятся документы, связанные с его учебой, адвокатской, общественной и политической деятельностью. Как восходила блистательная звезда таланта одного из лучших адвокатов Москвы и России, рассказывает Главархив.
Родился будущий адвокат в городе Троицке Оренбургской губернии (ныне Челябинская область) в семье члена Троицкой таможни, надворного советника Василия Плевака и, по некоторым данным, крепостной киргизки Екатерины Степановой. Поскольку родители не состояли в официальном браке, фамилию и отчество новорожденному дали по имени крестного отца его старшего брата — Федор Никифорович Никифоров.
Всю свою сознательную жизнь Федор Никифоров провел в Москве — когда мальчику было около девяти лет, его семья переехала в столицу. Здесь он вместе со старшим братом Дормидонтом поступил в Московское коммерческое училище на Остоженке, и к концу первого года обучения их имена были занесены на «золотую доску» училища. Однако в 1853 году, несмотря на успехи в учебе, они были отчислены как незаконнорожденные. Благодаря усилиям отца Федора и Дормидонта все же приняли в 1-ю Московскую гимназию на Пречистенке сразу в третий класс.
После окончания гимназии в 1859 году Федор поступил вольнослушателем на юридический факультет Императорского Московского университета. Студентом он уже носил фамилию отца — Плевак, а по окончании университета добавил к ней для благозвучности букву о.
Получив диплом кандидата права и ожидая вакансии, Плевако поступил на общественных началах стажером в Московский окружной суд. В это время в России указом от 20 ноября 1864 года была объявлена судебная реформа, которая в том числе утверждала создание суда присяжных заседателей и введение новых должностей присяжных поверенных — адвокатов. Федор Плевако одним из первых в Москве записался помощником к присяжному поверенному М. Доброхотову, а в 1870-м и сам вступил в сословие присяжных поверенных Московской судебной палаты.
Дом Плевако в Большом Афанасьевском переулке, который до наших дней, к сожалению, не сохранился, знал в городе почти каждый. Адвокат очень гордился тем, что часто получал письма, где вместо адреса могли написать: «Москва, господину Плевако, защитнику вдов и сирот и от прочих несчастных случаев».
За годы адвокатской деятельности Федор Плевако участвовал во многих ярких судебных процессах. На профессиональном счету правозащитника более 200 выигранных дел, главным образом по уголовным и гражданским процессам. Его пламенные, образные, одухотворенные речи в суде передавали из уст в уста, их специально приходили слушать, о них писали в газетах, разбирали на цитаты. Известный адвокат одинаково мог защищать и богатых, и бедных клиентов, а бывало, что и сам оплачивал судебные расходы.
Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года вдохновил многих на участие в политической жизни страны. Федор Плевако не стал исключением. Он вступил в ряды партии октябристов и играл в ней видную роль. В 1907-м Плевако избрали от партии «Союз 17 октября» членом Государственной Думы третьего созыва (1 ноября 1907 года — 30 августа 1912 года). Но проявить себя ярко на политическом поприще он так и не успел: Федора Плевако не стало 23 декабря 1908 года.
Похоронили известного адвоката в Москве, где каждый знал его, верил в силу адвокатской защиты, а доводы и аргументы мастера слова уходили в народ и становились житейской мудростью.
Источник: mos.ru.
Фото: Главархив Москвы.