Государственные юридические бюро: за и против

Государственные юридические бюро: за и против
31 октября 2022

В Общественной палате РФ обсудили проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В проекте, подготовленном Минюстом России, предусматривается обязательное создание в каждом субъекте РФ государственного юридического бюро до 1 января 2024 года. В ходе обсуждения была представлена позиция Совета Адвокатской палаты города Москвы, согласно которой предлагаемый законопроект не может быть поддержан. Принудительное создание федеральным законом государственных юридических бюро в каждом субъекте Российской Федерации является неконституционным, а ряд положений противоречат ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и КПЭА.

Член Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Александр Терновцов напомнил, что каждый третий гражданин имеет право на получение бесплатной правовой помощи, и этот факт только подчеркивает важность обсуждения.

В пояснительной записке к законопроекту нет анализа работы систем оказания бесплатной юридической помощи в регионах, хотя, как правило, опыт у них достаточно большой, сказал вице-президент ФПА РФ, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб.  «Еще одной ошибкой, на мой взгляд, является запрос на дополнительное финансирование из средств федерального бюджета на принятие данного проекта федерального закона. Я не очень понимаю, кто и как это определил. Опять-таки, системы работают и, как мне кажется, достаточно эффективно, тем не менее это никто объективно не оценивал. Поэтому совершенно неясно, где именно нужны корректировки и на что нужно дополнительное финансирование», — подытожил он. 

По мнению заместителя директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ Инги Меликян, проект закона необоснованно подвергается критике и предложенные изменения назрели достаточно давно. По ее словам, все предложения в данном случае направлены на то, чтобы сделать механизм реализации государственной политики настолько эффективным, насколько это вообще возможно с точки зрения Минюста России. 

Александр Терновцов обратил внимание на то, что основная причина создания государственных юридических бюро – низкая доступность бесплатной юридической помощи для населения.

Руководитель Аппарата Адвокатской палаты города Москвы Алексей Кузнецов представил позицию Совета по предлагаемым поправкам в ФЗ-324. Разработанный Минюстом России законопроект не может быть поддержан по следующим основаниям:

- принудительное создание федеральным законом государственных юридических бюро в каждом субъекте Российской Федерации является неконституционным;

- деятельность по бесплатной юридической помощи в исполнении адвокатов для государственного бюджета обходится значительно дешевле, чем затраты на создание и содержание системы госюрбюро;

- в законопроекте приведена явно завышенная и не соответствующая действительности оценка деятельности государственных юридических бюро в сравнении с объемом бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатами; отсутствует (не сделан) анализ эффективности работы государственных юридических бюро по оказанию бесплатной юридической помощи населению;

- законопроект не удовлетворяет требованиям эффективного расходования бюджетных средств;

- законопроект противоречит фундаментальным положениям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также нормам Кодекса профессиональной этики адвоката.

Предложение привлекать адвокатов для оказания правовой помощи в государственных юридических бюро создает правовую неопределенность. Остается неясным, может ли гражданин обратиться за бесплатной юридической помощью к адвокату напрямую, минуя государственное юридическое бюро? Имеет ли адвокат право отказаться от такого привлечения со стороны госюрбюро или это будут делать принудительно? Почему в случае привлечения адвоката к этой работе он не заключает с доверителем соглашение об оказании юридической помощи?

В пояснительной записке заявлен ничем не обоснованный довод о высокой степени доверия к государственным юридическим бюро со стороны населения. Однако практика работы адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи позволяет обоснованно усомниться в правомерности этого заявления, тем более что значительная часть обращений за бесплатной юридической помощью связана с конфликтной ситуацией гражданина с органами государственной власти, при которой вряд ли можно говорить о доверии заявителя при обращении за помощью к государственной структуре, финансово и административно зависящей как от федеральных, так и от региональных органов власти.

Завершая мероприятие, Александр Терновцов сказал, что все предложения и замечания, высказанные в ходе общественных слушаний, будут сформулированы в резолюцию для профильных ведомств и министерств.

С полным текстом Позиции Совета Адвокатской палаты города Москвы вы можете ознакомиться по ссылке.


Фото: пресс-служба ОП РФ.

Поделиться в социальных сетях


Комментарии

Комментариев еще нет, вы можете стать первым
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ответить на комментарий

CAPTCHA
Отмена
Все поля являются обязательными для заполнения.
Указанный Вами E-mail опубликован не будет, но может быть использован для уведомлений, связанных с данным комментарием.
Хотите получать сообщения обо всех важных
новостях и событиях на нашем сайте?