С 1 октября 2018 г. АП г. Москвы перешла на автоматизированное распределение дел по назначению.
Член Совета АП г. Москвы Сергей Зубков выражает уверенность, что Автоматизированная информационная система Адвокатской палаты г. Москвы (далее – АИС АПМ) обеспечит справедливое и равномерное распределение дел по назначению между адвокатами и исключит субъективный фактор – человеческое вмешательство.
– Какая задача была поставлена Советом Адвокатской палаты г. Москвы перед разработчиками системы автоматического распределения дел по назначению в порядке ст. 50 и 51 УПК РФ, ст. 50 ГПК РФ, а также ст. 54 КАС РФ (далее – участие в делах по назначению)?
– Автоматическое распределение дел в Москве – это невероятно сложная и ответственная задача в силу очень большого числа адвокатов и адвокатских образований, а также судов, не говоря уже об органах следствия и дознания разных уровней, учитывая столичный статус. В первую очередь мы ставили задачу, чтобы механизм распределения дел был максимально прозрачным и чтобы никто (ни в палате, ни в судах и правоохранительных органах) не мог повлиять на процедуру назначения того или иного адвоката. Продуманная и доступная компьютерная программа должна стать полной гарантией, исключающей субъективный фактор при распределении дел по назначению.
Программа должна автоматизировать все процессы, связанные с назначением: регистрацию адвокатов в системе, принятие заявок, формирование списков адвокатов по конкретной заявке, последующий выбор адвокатов из списка, служебное оповещение и тому подобное. Сотрудники палаты будут принимать участие только в момент выдачи логина и пароля для доступа в систему. Порядок их получения размещен на сайте адвокатской палаты.
– А какая логика предусмотрена программой при распределении заявок?
Программой предусмотрена случайная выборка адвокатов, избравших личную форму участия в делах по назначению и принявших соответствующую заявку. При этом соблюдается условие равномерности получения заявок, то есть программа будет выбирать адвоката, который дольше всех не получал поручения по назначению, полностью в автоматическом режиме с учетом занятости, территориального удобства и текущего рейтинга (текущий рейтинг – параметр, учитывающий активность адвоката в делах по назначению и используемый для определения места адвоката в списке кандидатов по конкретной заявке).
Согласованные действия инициатора заявки и адвоката, влияющие на работу системы с целью обеспечить участие конкретного адвоката, полностью исключены – для их совершения просто нет возможности.
Человек должен вмешаться только в том случае, если программа выдала информацию, которая требует оценки со стороны адвокатской палаты, например, о ложных заявках или о неявках по назначению конкретного адвоката.
– Сколько всего адвокатов должно быть зарегистрировано в АИС АПМ, как долго будет осуществляться такая регистрация?
– В АИС АПМ должны быть зарегистрированы все адвокаты, которые лично участвуют в делах по назначению. Думаю, что на первом этапе будет минимум 1,5 тысячи адвокатов, максимум – 3,5 тысячи. Но потом произойдет естественный отсев тех, кто не готов серьезно заниматься защитой по назначению. У нас традиционно имеется довольно значительное число адвокатов, которые считают, что достаточно осуществить в год одну-две защиты в соответствии со ст. 51 УПК РФ, чтобы считать выполненной свою обязанность по непосредственному участию в делах по назначению. В новой системе так работать не получится, заявки будут распределяться равномерно.
Если адвокат в течение месяца фактически не участвовал в делах по назначению, то считается, что в этом месяце он участвует в делах по назначению материально. В этом случае адвокат обязан произвести ежемесячные обязательные отчисления (профессиональные расходы) на общие нужды адвокатской палаты за соответствующий месяц как адвокат, материально участвующий в делах по назначению.
А адвокатам, которые постоянно не будут реагировать на предложения о принятии поручений, поступающие от системы, неминуемо придется изменить форму участия с личной на материальную вне зависимости от его пожеланий.
При этом мы понимаем, что такое серьезное нововведение требует некоторого переходного периода, чтобы адвокаты и инициаторы заявок успели ознакомиться с системой и освоить новый порядок работы. Решение Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 27 сентября 2018 г. № 128, которым установлен этот порядок, вступило в силу и является обязательным для исполнения всеми адвокатами, зарегистрированными в реестре г. Москвы. Вместе с тем при реагировании на его нарушения в переходный период будет проявляться взвешенный подход и будут учитываться все обстоятельства, главным из которых является добросовестность действий адвоката.
– Сколько понадобится специалистов, чтобы осуществлять администрирование такой системы, отвечать на вопросы пользователей?
– Техническую поддержку будет осуществлять фирма-разработчик. Вся помощь будет оказываться оперативно путем электронного обращения в службы поддержки.
При этом сама логика системы настолько упрощена для пользователей, что поток обращений, как мы рассчитываем, не будет слишком большим. Для инициаторов заявки работа с системой сводится к заполнению элементарной формы, в которой надо указать суд (орган дознания или следствия), инициирующий заявку, фамилии обратившегося лица (судьи или следователя) и подзащитного, номер дела и статью, по которой человека привлекают к ответственности. При работе с таким простым функционалом сложностей быть не должно.
Адвокату же достаточно будет принять либо отклонить заявку. Если заявка принята и адвоката назначили, то он получает полную информацию по делу на странице заявки, к которой будет выдан доступ в личном кабинете. Все служебные оповещения будут дублироваться на почту. Кроме того, на сайте палаты размещены специальные памятки с инструкцией пользователя. Там есть все примеры необходимых действий.
– Какие проблемы обнаружились на стадии тестирования?
– Конечно, какие-то технические проблемы пришлось устранять. Они были связаны с неправильным срабатыванием логики программы. Мы принимали решения по изменению заложенных в программу служебных оповещений, которые можно было истолковать двояко, чтобы добиться исключения любой двусмысленности и не вводить людей в заблуждение. При этом мы подошли максимально гибко к работе в стартовый период эксплуатации системы: в случае технической невозможности обеспечить назначение адвоката через АИС АПМ, до 15 января 2019 г. допускается применение прежнего порядка назначения адвокатов без издания Распоряжения президента палаты.
– Определены ли сроки, когда автоматизированная система должна заработать в полном объеме?
– В полном объеме система заработала с 1 октября 2018 г. Чтобы облегчить адаптацию пользователей, мы до 15 января 2019 г. ввели так называемый стартовый период эксплуатации работы с АИС. Всем адвокатам следует очень внимательно ознакомиться с документами, регламентирующими введение системы на территории Москвы: Решением Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 27 сентября 2018 г. № 128 и Правилами распределения дел по назначению.
– А когда планируется ввести в действие мобильное приложение, позволяющее работать с системой без интернет-браузера?
– Мобильное приложение упростит работу адвокатам и инициаторам – оно сократит время обработки заявки. Его мы введем в работу после первого периода эксплуатации системы в реальных условиях и устранения выявленных недостатков.
– Как будет осуществляться работа с мобильным приложением? Кто будет являться его пользователем наряду с адвокатами?
– Мобильным приложением, которое полностью дублирует web-версию, будут пользоваться все те же адвокаты и инициаторы заявок (органы дознания, предварительного следствия или суды). Для адвокатов же в мобильном приложении будут предусмотрены дополнительные функции: оперативный документооборот с палатой, возможность оплаты ежемесячных отчислений и др.
– Как система будет фиксировать окончание работы по конкретному назначению, кто должен вводить такие сведения для оплаты труда адвоката?
– На сегодняшний день адвокат сам размещает информацию об окончании работы по заявке. В дальнейшем мы рассчитываем на возможность автоматического обмена информацией с автоматизированной информационной системой инициаторов.
– Поможет ли система в выявлении лиц, которые попытаются получить поручение на защиту, минуя автоматическое распределение?
– Решением Совета Адвокатской палаты г. Москвы, начиная с 1 октября 2018 г., адвокаты, не прошедшие регистрацию в АИС АПМ как избравшие форму личного участия в делах по назначению, не имеют права участвовать в таких делах. Требования инициаторов об обеспечении участия защитника в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном ст. 50 и 51 УПК РФ, а также требования об обеспечении представителя в порядке, установленном ст. 50 ГПК РФ и ст. 54 КАС РФ, направленные в Палату, адвокатское образование, адвокату любым иным способом, кроме размещения требования в АИС АПМ, являются недействительными, не рассматриваются и не распределяются. Принятие и осуществление адвокатом защиты или представительства по назначению на основании запроса, поступившего к нему не через АИС АПМ, является дисциплинарным проступком и влечет за собой применение мер дисциплинарной ответственности.
Однако мы исходим из презумпции добросовестности адвокатов. Надеюсь, что дисциплинарных производств в связи с переходом на АИС не последует.
– Предусмотрен ли какой-то резервный вариант на случай форс-мажора, например, если сервер палаты будет обесточен?
– Учитывая важность и сложность поставленной задачи, система аварийной работы, гарантирующая надежную защиту от любых сбоев и отключений, у нас, безусловно, предусмотрена.
Беседовал Константин Катанян
Источник: https://www.advgazeta.ru/intervyu/isklyuchit-subektivnyy-faktor/