Отчёт Комиссии Совета Адвокатской палаты города Москвы по защите прав адвокатов о работе за 2020 год

9 апреля 2021

В 2020 году Комиссией Совета по защите прав адвокатов рассмотрено 99 обращений, заявлений и уведомлений адвокатов о препятствовании им в осуществлении профессиональной деятельности в различных формах со стороны представителей следствия, сотрудников ФСИН, судов, УФНС и других оперативных органов, а также заявок следственных органов на выделение представителей Палаты для участия в обысках, выемках и осмотрах в жилище адвокатов и в адвокатских образованиях.

Заявления адвокатов являлись предметами обсуждения, как правило, с их участием на заседаниях Комиссии, где вырабатывались концепции защиты нарушенных прав, давались необходимые разъяснения и готовились обращения в соответствующие вышестоящие правоохранительные органы о недопустимости нарушений законов, обеспечивающих соблюдение прав адвокатов их подчиненными сотрудниками на различных стадиях процесса. В наиболее значимых случаях Комиссия вносила предложения по возможному реагированию в Совет Палаты. При принятии адвокатами всех необходимых мер самозащиты, а равно при срочности обращения руководство Комиссии вынуждено было давать разъяснения и рекомендации адвокатам по телефону или по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В 2020 году правоохранительными органами стали применяться новые методы воздействия на адвокатов-защитников на стадии досудебного следствия. Особенно следует отметить попытки следствия рассматривать адвокатов не как профессиональных участников процесса, обеспечивающих доверителям соблюдение их конституционных прав и свобод, в том числе права на защиту, а как соисполнителей преступлений либо соучастников (организаторов или пособников).

Именно это обстоятельство послужило толчком к существенному росту в 2020 году попыток следователей и дознавателей во внесудебном порядке вызывать адвокатов повестками или телефонограммами для допросов в качестве свидетелей. Игнорируя право свидетельского иммунитета адвоката, закрепленное в ст. 56 УПК РФ и ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», следователи не замечали позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 11 апреля 2019 г. № 863-О, и активно, иногда с применением приводов, предпринимали попытки допросов в качестве свидетелей адвокатов, осуществлявших защиту доверителей по уголовным делам либо оказывавших по соглашению этим же лицам иную помощь ранее, в целях получения информации, являвшейся адвокатской тайной, либо с целью создания формальных условий для отвода адвоката-защитника от участия в уголовном деле.

Анализ обращений адвокатов по данному вопросу в 2020 году показал, что своевременное реагирование Комиссии и Совета в большинстве случаев привело к положительному результату, и незаконные допросы адвокатов не состоялись, а требования следователей о явке на допрос адвокатов в двух случаях судами были признаны незаконными (постановления Басманного районного суда города Москвы от 2 марта 2020 г. и от 9 марта 2021 г.). Особо необходимо отметить, что благодаря открытости информации о защите прав адвокатов, обеспеченной своевременным размещением на сайте Палаты нормативно-правовой информации по этому вопросу, и позиции Комиссии и Совета в 2020 году возросло значение самозащиты адвокатов, которые самостоятельно или через руководителей адвокатских образований направляют следователям разъяснения своего правового статуса и оснований невозможности их допросов в качестве свидетелей.

Новацией 2020 года необходимо признать активизацию различных следственных и оперативных органов в попытках преодолеть режим адвокатской тайны и получить от адвокатов или адвокатских образований информацию о доверителях с дачей соответствующих объяснений, как по уголовным, так и по гражданским или арбитражным делам.

В результате оперативного вмешательства Комиссии Совета ни одна из известных попыток получения дознавателями, следователями, представителями УФНС и оперативными сотрудниками у адвокатов или у адвокатских образований информации, защищенной адвокатской тайной, и тем более объяснений от адвокатов не увенчалась успехом.

Обоснованное недовольство адвокатов вызывает позиция руководства ФСИН России и подчиненных ей учреждений по вопросу доступа адвокатов-защитников к доверителям, содержащимся под стражей. Это связано с проблемами обеспечения эпидемиологической безопасности в ИВС и СИЗО, с огромными очередями, ограничениями по времени свиданий. Особенно остро стоит вопрос о первичном допуске адвокатов-защитников к подследственным арестованным для заключения соглашения. Руководство Министерства юстиции России и ФСИН России убеждены, что допуск адвоката в данном случае может быть осуществлен только при наличии письменного согласия следователя, чем своеобразно толкуется норма ст. 18 Федерального закона «О содержании подозреваемых, обвиняемых под стражей».

В связи с принятием 14 апреля 2017 г. Федерального закона № 73-ФЗ о внесении в УПК РФ статьи 450.1 и появлением института независимых представителей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации при производстве обысков, выемок и осмотров у адвокатов, Советом на членов Комиссии дополнительно была возложена обязанность названных представителей и принят комплект документов, регламентирующих их деятельность.

Решением Совета № 115 от 8 августа 2017 г. были утверждены необходимые документы, регламентирующие организацию наблюдения независимыми представителями Адвокатской палаты города Москвы при производстве обысков, осмотров и выемок у адвокатов, а также утверждена новая редакция Положения о Комиссии, которая переименована в Комиссию Адвокатской палаты города Москвы по защите прав адвокатов.

Выполнение членами Комиссии функции независимых представителей адвокатской палаты при проведении обысков, осмотров и выемок у адвокатов в порядке ст. 450.1 УПК РФ не является адвокатской деятельностью, но обеспечивает соблюдение при производстве этих следственных действий неразглашение информации о доверителях адвоката, адвокатских производствах (досье) и информации на электронных носителях, что в совокупности формирует гарантированную законом адвокатскую тайну. В истекший период 2020 года таких вызовов представителей Адвокатской палаты города Москвы со стороны следствия было 23.

В связи с нежеланием лиц, производящих обыски, выполнять требования независимых представителей Палаты об особом порядке их проведения с обязательным судебным решением о производстве обыска у адвоката, о необходимости включения в протоколы всех присутствующих, в том числе сотрудников подразделений силовой поддержки, представители Палаты вынуждены отражать допущенные нарушения в протоколах следственных действий и в дальнейшем при обжаловании защитниками адвоката законности их проведения участвовать в судебных заседаниях. В 2020 году в этом направлении наработана положительная судебная практика.

В 2020 году из-за пандемии, снижения материального уровня жизни населения, сокращения рабочих мест в мегаполисах, в том числе в Москве, усилились социальная напряженность и негативное отношение к любым ограничительным мерам, принимаемым властью. Сложившаяся ситуация требует от нас обратить особое внимание на возросшее сопротивление со стороны судов, следствия и сотрудников подразделений МВД России по обеспечению возможности адвокатам оказания своевременной квалифицированной юридической помощи гражданам как по уголовным, так и по административным делам.

В период массовых несанкционированных митингов весной 2020 года к задержанным гражданам длительное время сотрудниками ОВД районов не допускались адвокаты-защитники, чем грубо нарушалось право на защиту, которое должно быть обеспечено с момента задержания. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации пытается разрешить эту проблему на уровне Министра внутренних дел Российской Федерации, а у нас уже появилась положительная судебная практика по признанию таких действий сотрудников органов внутренних дел незаконными.

Отдельные следователи отводят от участия в деле адвокатов-защитников по надуманным основаниям, безосновательно ссылаясь на ст. 72 УПК РФ, чем умаляют право на защиту подозреваемых и обвиняемых. Суды в целях отстранения неугодного в процессе адвоката по надуманным не предусмотренным ч. 2 ст. 258 УПК РФ основаниям отводят адвокатов-защитников, чем лишают подсудимых права на защиту. По этому направлению деятельности Комиссией наработан положительный опыт судебной защиты и восстановления статуса адвоката-защитника.

Поделиться в социальных сетях

Хотите получать сообщения обо всех важных
новостях и событиях на нашем сайте?