Отчёт Комиссии Совета Адвокатской палаты города Москвы по защите прав адвокатов о работе за 2021 год

15 апреля 2022

Отчет Комиссии Совета Адвокатской палаты города Москвы по защите прав адвокатов за 2021 год

Особенностью отчетного 2021 года явились неутихающая угроза жизни и здоровью граждан, вызванная распространением COVID-19, и обусловленные ею действия федеральной власти, властей субъектов Российской Федерации, а также издание многочисленных (часто несогласованных между собой) приказов министерств и ведомств, в том числе судов, по локализации этой опасности, которые в совокупности существенно затруднили деятельность адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам. Несмотря на указанную особенность, члены Совета Адвокатской палаты города Москвы и члены Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов четко понимали, что любое нарушение прав адвокатов при оказании квалифицированной юридической помощи является существенным и требует оказания адвокатам своевременной и посильной поддержки и консультирования.

В истекшем году Комиссией по защите профессиональных прав адвокатов рассмотрено 97 обращений, заявлений и уведомлений адвокатов о воспрепятствовании им в осуществлении профессиональной деятельности в различных формах со стороны следователей, сотрудников ФСИН, судов, налоговых и других органов.

Обращения адвокатов являлись предметом обсуждения на заседаниях Комиссии, где вырабатывались методы защиты нарушенных прав, давались необходимые разъяснения. При принятии адвокатами всех необходимых мер самозащиты, а равно при срочности обращения руководство Комиссии вынуждено было по 15 обращениям дать разъяснения и рекомендации адвокатам по телефону или путем переписки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в день такого обращения.

В 2021 году внедрена практика подготовки членами Комиссии по защите прав адвокатов правовых заключений по наиболее значимым и спорным вопросам. Эти заключения становились предметом рассмотрения на заседаниях Комиссии, а также представлялись в суды. Всего подготовлено и рассмотрено на заседаниях Комиссии восемь заключений.

По отдельным обращениям адвокатов Комиссией после тщательной проверки в удовлетворении требований было отказано. Как правило, отказ был обусловлен отсутствием факта нарушения профессиональных прав адвоката, в том числе в случаях, когда нарушенные права доверителя адвоката подлежали защите в процессуальном порядке.

В отчетном периоде правоохранительными органами продолжилось применение методов незаконного воздействия на адвокатов-защитников. Особенно следует отметить попытки следствия рассматривать адвокатов не как профессиональных участников уголовного процесса, обеспечивающих соблюдение прав и свобод доверителей (в том числе права на защиту), а как соучастников преступлений.

Именно этим отношением были обусловлены в 30 случаях в 2021 году настойчивые попытки следователей и дознавателей без соответствующего разрешения суда вызывать адвокатов повестками или телефонограммами для допросов в качестве свидетелей.

Игнорируя право свидетельского иммунитета адвоката, закрепленное в ст. 56 УПК РФ и ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и общеобязательную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 11 апреля 2019 г. № 863-О, следователи активно предпринимали попытки допросов в качестве свидетелей адвокатов, осуществлявших защиту доверителей по уголовным делам либо оказывавших по соглашению этим же лицам иную помощь ранее, в целях получения информации, содержащей адвокатскую тайну, либо с целью создания формальных условий для отвода адвоката-защитника от участия в уголовном деле.

Анализ обращений адвокатов по данному вопросу в 2021 году показал, что своевременное реагирование Комиссии в большинстве случаев привело к положительному результату и незаконные допросы адвокатов не состоялись, а требования следователей о явке на допрос адвокатов в случаях обжалования в порядке ст. 125 УПК РФ судом были признаны незаконными.

Необходимо отметить, что благодаря открытости информации о защите прав адвокатов, обеспеченной своевременным размещением на сайте Палаты информации по этому вопросу, позиции Комиссии и Совета, в 2021 году возросла эффективность самозащиты адвокатов, которые самостоятельно направляли следователям разъяснения своего правового статуса и обоснования невозможности их допроса в качестве свидетелей.

Новацией 2021 года необходимо признать активизацию различных следственных и оперативных органов в попытках преодолеть режим адвокатской тайны и получить от адвокатов или адвокатских образований информацию о доверителях, а также соответствующие объяснения как по уголовным, так и по гражданским или арбитражным делам.

В результате оперативного вмешательства Комиссии и Совета ни одна из известных попыток получения у адвокатов или у адвокатских образований информации, защищенной адвокатской тайной, и тем более получение объяснений от адвокатов дознавателями, следователями, представителями УФНС и оперативными сотрудниками осуществлены не были.

Как и в предыдущем отчетном периоде, недовольство адвокатов вызывает позиция руководства ФСИН России и подчиненных ей учреждений по вопросу доступа адвокатов-защитников к доверителям, содержащимся под стражей в следственных изоляторах или в местах отбывания наказания. Это связано как с проблемами обеспечения эпидемиологической безопасности в этих учреждениях, так и с огромными очередями, ограничениями по времени свиданий. Особенно остро стоит вопрос о первичном допуске адвокатов-защитников к подследственным арестованным для получения согласия на осуществление защиты. Руководство Министерства юстиции Российской Федерации и ФСИН России убеждено, что допуск адвоката в данном случае может быть осуществлен только при наличии письменного согласия следователя, ссылаясь при этом на то, что соответствующие изменения не были внесены в ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Членами Комиссии в соответствии со ст. 450.1 УПК РФ выполнялись функции независимых представителей Адвокатской палаты города Москвы при проведении обысков, осмотров и выемок у адвокатов, что позволило обеспечить соблюдение при производстве этих следственных действий запрета на разглашение информации о доверителях адвоката, содержания адвокатских производств (досье), в том числе информации на электронных носителях. В совокупности это в большинстве случаев обеспечивает сохранность адвокатской тайны. В истекший период 2021 года таких вызовов представителей Адвокатской палаты города Москвы со стороны следствия было 20.

В случае отказа лиц, производящих обыски у адвокатов, выполнять предложения независимых представителей Палаты об особом порядке их проведения только на основании судебного разрешения, а также о необходимости указания в протоколах всех присутствующих, в том числе сотрудников подразделений силовой поддержки, представители Палаты вынуждены были делать заявления о допущенных нарушениях в протоколах следственных действий, а в последующем, при обжаловании защитниками адвоката законности их проведения, участвовать в судебных заседаниях. В 2021 году в этом направлении наработана положительная судебная практика (признание обыска у адвоката Горбатенко А.В. незаконным – постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 5-УД21-136-К2, кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 г. № 7У-162/2022 – (7У-15535/2021) [77-394/2022 – (77-4884/2021)]).

Новым вызовом адвокатскому сообществу в 2021 году явились попытки отдельных должностных лиц оперативных служб в период проведения, с согласия судов, гласных оперативных мероприятий (осмотров и оперативных экспериментов) под предлогом возможности применения ст. 450.1 УПК РФ приглашать представителей Палаты на эти мероприятия. По мнению Комиссии, участие представителей Палаты в оперативно-разыскных мероприятиях, в том числе до возбуждения уголовного дела, недопустимо.

В 2021 году из-за пандемии, снижения материального уровня жизни населения усилились социальная напряженность и негативное отношение к любым ограничительным мерам, принимаемым органами власти. В этой связи обращает на себя внимание возросшее количество действий сотрудников следственных органов, полиции и иных силовых структур, направленных на недопуск адвокатов для своевременного оказания квалифицированной юридической помощи гражданам. Так, в 2021 году гражданам, задержанным в связи с проведением публичных массовых мероприятий, под различными предлогами чинились препятствия в допуске адвокатов-защитников, чем грубо нарушалось право на защиту, которое должно быть обеспечено с момента задержания.

Отдельные следователи отводят от участия в деле адвокатов-защитников по надуманным основаниям, не соответствующим смыслу и содержанию ст. 72 УПК РФ, чем умаляют право на защиту наших доверителей.

Суды в целях отстранения неугодного адвоката по надуманным основаниям, расширительно толкуя ч. 2 ст. 258 УПК РФ, отводят адвокатов-защитников, чем лишают подсудимых права на защиту. По этому направлению деятельности Комиссией по защите профессиональных прав адвокатов наработан положительный опыт судебной защиты и восстановления статуса адвоката-защитника (Апелляционное постановление Московского городского суда от 25 января 2021 г. № 10-19/2021 по жалобе адвоката Толстых А.В.).

В 2021 году члены Комиссии принимали участие в заседаниях Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» при Уполномоченном Президента Российской Федерации по защите прав предпринимателей и организованных под его патронатом круглых столах, в заседаниях рабочих групп, создававшихся Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой и Уполномоченным по правам человека в городе Москве Т.А. Потяевой, по актуальным вопросам защиты прав адвокатов в уголовном процессе.

Поделиться в социальных сетях

Хотите получать сообщения обо всех важных
новостях и событиях на нашем сайте?