17 ноября 2009
В современном мире покупатель все чаще и чаще идет за покупками не в магазин, а к своему компьютеру - в Интернет. Конечно, это удобно - не выходя из дома, мы можем приобрести товар, который нам доставят в любое удобное для нас время. Но в покупках через Интернет есть и недостатки. В-первую очередь, мы не видим непосредственно товар, который покупаем, а видим лишь фотографии. А во-вторых, в Интернете проще столкнуться с недобросовестным продавцом, которого после покупки некачественного товара не удастся найти. Кроме того, сама по себе торговля через Интернет содержит некоторые особенности, о которых будет рассказано ниже.
Торговля через Интернет относится к дистанционному способу продажи товара. Дистанционным способом запрещено продавать алкогольную продукцию, а также товароы, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (например, оружие, психотропные вещества, наркотические препараты, табак и др.).
В том случае, когда покупатель приобретает товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на данные отношения распространяется Закон РФ "О защите прав потребителей".
Прежде чем заказывать товар покупателю следует узнать о продавце как можно больше информации, иначе, в случае продажи некачественного товара, ему будет гораздо сложнее защитить свои права. Любая компания или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы и внесены в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.07 № 621 Правилами продажи товаров дистанционным способом продавец обязан предоставить покупателю информацию о своем полном фирменном наименовании и адресе места нахождения. Солидные Интернет - магазины выкладывают юридическую информацию о себе на сайте, если такой информации нет, то ее следует запросить у продавца во время заказа товара. Зарегистрирована ли организация надлежащим образом можно узнать на сайте www.nalog.ru, где в открытом доступе можно получить информацию из ЕГРЮЛ.
Итак, покупатель выбрал товар. До заключения договора продавец обязан предоставить покупателю следующую информацию:
- об основных потребительских свойствах товара;
- об адресе (месте нахождения) продавца;
- о месте изготовления товара;
- о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
- о цене и об условиях приобретения товара;
- о его доставке;
- о сроке службы (годности);
- о гарантийном сроке;
- о порядке оплаты товара;
- о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
Большинство сайтов Интернет-магазинов уже содержат форму заказа товара, но в случае, если такая форма отсутствует (например, покупателю просто предлагают отправить письмо на e-mail), то покупатель в сообщении продавцу о намерении приобрести товар должен указать:
а) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;
в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость (например, доставка, установка, подключение и т.д.);
г) обязательства покупателя, (например, что покупатель обязуется приобрести товар по оговоренной цене, в оговоренные сроки и т.п.).
Хотя, покупатель и не обязан, но все же будет целесообразным также указывать номер телефона, e-mail и т.п. для того, чтобы продавец мог быстро связаться с покупателем. При этом продавец обязан обеспечить конфиденциальность данных, указанных покупателем. Иногда целесообразно указывать цели приобретения товара, в таком случае продавец будет обязан передать товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
С момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор у продавца возникают обязательства по передаче товара.
Продавец обязан выдать покупателю кассовый или товарный чек либо иной документа, подтверждающего оплату товара.
При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
Продавец обязан передать товар покупатель в порядке и сроки предусмотренные договором. Он обязан доставить именно тот товар, который заказывал покупатель, а также относящиеся к этому товару документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.). Продавец не имеет права доставлять покупателю дополнительные товары, если они сопровождаются требованием об оплате, а также навязывать дополнительные платные услуги. Также продавец обязан передать товар покупателю по цене указанной в первоначальном предложении. В случае, если доставка является платной, ее стоимость должна быть оговорена заранее.
Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):
а) наименование технического регламента или иное обозначение, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
б) сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания - сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
в) цена в рублях и условия приобретения товара;
г) сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
д) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
е) сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий;
ж) адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца;
з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды;
и) сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
к) сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
л) информацию о порядке и сроках отказа от товара, а также его возврата.
Покупатель вправе отказаться от товара надлежащего качества без объяснения причин в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. Но из этого правила есть исключения, нельзя отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его покупателем (например, заказанная по размерам комнаты покупателя мебель и т.п.). Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства.
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
Если покупателю передан товар ненадлежащего качества, то он в течение срока службы (годности) товара, а если тот не установлен в пределах двух лет с момента передачи товара покупателю вправе предъявить продавцу следующие требования:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
г) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Гарантийный срок, срок службы товара исчисляются с момента доставки товара покупателю. При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт.
Денежные средства возвращаются за товар либо одновременно с возвратом товара, либо возврат осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:
Перейти в раздел
а) наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
б) почтовым переводом;
в) путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.
При этом продавец обязан сам оплачивать банковские, почтовые и иные расходы по возврату денег за возвращенный товар.
Поделиться в социальных сетях
Комментарии
Комментариев еще нет, вы можете стать первым
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ответить на комментарий
Информация палаты
26 декабря 2024
Принято Поставление Правительства г. Москвы об изменениях в мерах по обеспечению оказания бесплатно...
24 декабря 2024
О созыве Двадцать третьей ежегодной конференции адвокатов Адвокатской палаты города Москвы
23 декабря 2024
Завершена интеграция АИС АПМ и 1С
10 декабря 2024
Просим вас учитывать данную информацию при осуществлении адвокатской деятельности и исполнении треб...
2 ноября 2024
Информационное письмо Совета Адвокатской палаты города Москвы «О допускаемых адвокатами нарушениях ...
Хотите получать сообщения обо всех важных
новостях и событиях на нашем сайте?
новостях и событиях на нашем сайте?