Разработан специальный алгоритм действий для пострадавших от негативных рецензий.
Как удалить из Интернета лживый негативный отзыв, придумали московские адвокаты. Правоведы разработали алгоритм, который помогает защитить честь и достоинство тех, кто стал жертвой анонимных кибер-хейтеров. Свой механизм защиты юристы уже проверили в действии. Оказалось, он весьма неплохо работает в столичных судах.
«Ужасный салон красоты», «врач-коновал» или «юрист, который постоянно проигрывает дела» - столкнуться с такими вот нелестными характеристиками своей работы может практически любой специалист.
Пишут негативные отзывы и недовольные клиенты в сердцах, и коллеги-конкуренты: в век цифровых технологий нет более эффективного способа расчистить поле на бизнес-пространстве, чем утопить репутацию других игроков. При этом никакой ответственности за свои слова Интернет-писаки не несут. Система отзывов в сети работает точно по Михаилу Задорнову: «Написал гадость и смайлик поставил».
Что вы будете делать, если в один прекрасный день откроете Интернет и увидете там о себе жуткий отзыв, в котором вы в лучшем случае дилетант, а худшем — мошенник, да и вообще «уважаемые пользователи, никогда к нему не обращайтесь!»?
Можно, конечно, закрыть сайт с плохим отзывом и о нем забыть. Но такой вариант доступен только немногим счастливчикам с очень прочной психикой, достойной дзен-буддистов. У большинства же возникает совершенно понятное желание засудить хейтера. Тем более, если в отзыве написана ложь.
Но как доказать недостоверность написанного? Как найти автора и что делать, если он решил спрятаться под вымышленными именем?
Еще недавно ответа на эти вопросы не было. Потому и негативных отзывов, достоверность которых, положа руку на сердце, никто и никогда не проверял, в сети пруд пруди.
Теперь же механизм, который дает возможность отсудить право на забвение в Интернете, создан и даже отработан на практике в судах. Создали этот алгоритм в Адвокатской палате Москвы.
С чего же начать, если вы обнаружили в киберпространстве негативный отзыв о себе или своей компании и понимаете, что ни слова правды в нем нет?
Первый шаг — определиться, что именно вы будете подавать в суд: привычный многим иск или заявление в порядке особого производства. Второй вариант может напугать людей без базовых правовых знаний, но на самом деле ничего страшного и сложного здесь нет.
Итак, иск вы подаете, если у вас есть ответчик. В случае с негативным отзывом — это администратор сайта, на котором порочащий текст размещен. В Интернете есть несколько ресурсов, которые позволяют найти информацию о владельцах и админах сайтов. Эти сервисы бесплатны. Другой вопрос, что в большинстве случаев администратора сайта установить даже они не могут.
В этом случае вы не опускаете руки, а идете по второму пути — подаете в суд заявление в порядке особого производства.
- Этот порядок подразумевает наличие не истца, а заявителя, плюс заинтересованное лицо. В данном случае это Роскомнадзор, - объясняет юрист.
Здесь есть еще один важный момент. Сам автор негативного отзыва ответчиком в вашем деле выступать не будет. Разве что он укажет в своем посте свои полные и, что еще важнее, достоверные личные данные. Но чаще всего авторы сетевого негатива скрываются за вымышленными именами. Так что лицо, распространившее ложные сведения, как максимум может быть указано в заявлении как еще одно заинтересованное лицо.
Второй шаг — попытаться решить с сайтом вопрос мирным путем. На большинстве сервисов с функцией отзывов есть форма обратной связи или адрес электронной почты. Туда надо написать и потребовать удалить отзыв. В письме следует указать, что информация является ложной, унижающей ваше достоинство и порочащей вашу деловую репутацию, если речь идет о бизнесе. Наверняка никакого ответа вы не получите.
Третий шаг — подайте заявление о признании опубликованных сведений не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию в суд. На этом этапе важно знать, куда подавать. Приятный бонус: подаете по своему месту жительства.
- Важно понимать, что исковые заявления по общему правилу подаются по месту жительства или нахождения ответчика, а заявления в порядке особого производства — по месту жительства заявителя, - подчеркнул Максим Устинюк.
Четвертый шаг — подкрепите заявление доказательствами. Основной уликой будут скриншоты сайта с негативным отзывом. Еще один немаловажный нюанс — заверять их у нотариуса не надо. Об отсутствии такой необходимости не раз высказывался Верховный суд.
- Чтобы заверить скриншоты, заявитель сам может собрать комиссию. В нее могут войти, к примеру, коллеги по работе. Нужно распечатать скриншоты, лучше на цветном принтере, составить акт их осмотра, поставить подписи всех членов комиссии и указать дату. Этого достаточно для представления в суд, - отметил представитель Адвокатской палаты Москвы.
Пятый шаг — доказать, что отзыв врет. Для этого можно взять характеристики. Например, если в отзыве оболгали адвоката, подойдет характеризующая справка из палаты, в которой он состоит. Врач может обзавестись документов, выданным в ассоциации, членом которой он является. Если заявитель имеет профессиональные или государственные награды, проходил курсы повышения квалификации, является лауреатом каких-либо профессиональных премий — все это тоже подойдет как доказательство того, что на самом деле специалист он достойный.
Шестой шаг — лингвистическая экспертиза. Она может понадобиться, а может и нет. Юристы советуют с ней не торопиться: удовольствие это не из дешевых. Может так случиться, что конкретному судье, который будет разбирать дело, мнение языковедов и вовсе не понадобится. Если по ходу рассмотрения дела такая необходимость возникнет, можно подать ходатайство о назначении судебной экспертизы. Только надо помнить важную деталь: кто заказывает «музыку», тот за нее и платит.
- Необходимо доказать, что автор отзыва подавал порочащую информацию не в форме суждений, а утвердительно. Суды этот момент трактуют весьма вольно, поэтому лингвистическая экспертиза может понадобиться, - подчеркивает Максим Устинюк, - Некоторые судьи напрямую говорят, какие доказательства им нужны.
Седьмой шаг — обязательно попросить удалить ложную информацию. Если этого пункта в заявлении не будет, смысл тяжбы теряется. Ну, будет у вас на руках решение суда, где будет указано, что вас оболгали. А исполнять-то его кто будет? Формы обратной связи, как мы уже выяснили, работают в случаем случае процентах в пяти из ста. Так что просить у суда нужно не только признать отзыв неправдой, но и удалить его. Тогда вымарывать его из кибер-пространство будут судебные приставы и Роскомнадзор.
Кстати, работоспособность алгоритма адвокаты сами уже и опробовали на себе: юристы страдают от хейтеров не реже, чем репетиторы, мастера маникюра или пластические хирурги.
Один из адвокатов недавно выиграл в Лефортовском суде дело о двух нелестных Интернет-анонимках. Ему удалось доказать, что отзывы, которые представляют его в дурном свете, с правдой ничего общего не имеют.
Источник: Московский комсомолец.