Ранее председатель комиссии Совета АП Москвы по защите прав адвокатов Александр Иванов сообщил об уголовном преследовании адвоката-защитника за однократную неявку на заседание. Разбирательство отложили из-за неявки подсудимого, а на самом заседании присутствовал второй юрист, но против адвоката все-таки намереваются возбудить дело о воспрепятствовании правосудию (ч. 1 ст. 294 УК). «Члены комиссии очень тщательно разбираются с этим делом, чтобы не допустить создания опасного прецедента для нашей корпорации», — заверил Иванов и отметил, что тенденция к безосновательному обвинению адвокатов принимает все более агрессивные формы.
Как объяснил «Независимой газете» член Совета Адвокатской палаты города Москвы Андрей Гривцов, ст. 294 УК на практике применяется весьма широко. Но подобной трактовки, в контексте неявки защитника, он еще не встречал. Гривцов объяснил, почему эту норму нельзя применить в этом случае: не приходя на заседание, участник дела не вмешивается в правосудие и не создает ему препятствий, так как оно будет идти своим чередом вне зависимости от неявки. Гривцов допустил, что при вынесении адвокату приговора «может быть открыт ящик Пандоры»: хотя в России не действует прецедентный принцип, но правоохранители все же ориентируются на практику.
Заместитель председателя комиссии Федеральной палаты адвокатов по защите прав адвокатов Нвер Гаспарян напомнил: неявка адвоката — это дисциплинарный проступок, который рассматривают и оценивают органы адвокатского сообщества.
«Если наши процессуальные оппоненты всерьез решили изменить подходы и возможный дисциплинарный проступок желают превратить в уголовное преступление, то это можно расценить как ядерную бомбу, сброшенную на всю адвокатуру».
Ситуация с уголовным преследованием за неявку в заседание грозит принципам равноправия и состязательности сторон, а также конституционному праву граждан на защиту, считает Гаспарян. Неявки адвокатов в суд или к следователю по разным причинам могут происходить часто: из-за плохого самочувствия, занятости в других процессах, отсутствия извещения, как пояснил Гривцов. Поэтому не исключено, что адвокатура при таком подходе может потерять значительную часть своих членов, опасается Гаспарян. Он заверил, что адвокатское сообщество примет исчерпывающие меры для пресечения таких прецедентов.