Как отличить экономиста от юриста

21 апреля 2016
Как отличить экономиста от юриста

Министерство образования зря унифицирует методику преподавания двух специальностей

Ведомости 20.04.2016

Андрей Панов

Сколько России нужно профессиональных экономистов? Очень-очень мало, если под экономистами мы понимаем исследователей, профессоров, макроэкономистов в банках, крупных компаниях и министерствах. Думаю, что если все российские университеты будут выпускать 1000 специалистов такого профиля, то потребность в экономистах будет закрыта.
Сколько России нужно людей, которые понимают базовые правила и законы экономики в широком смысле этого слова? Очень много! Миллионы, возможно десятки миллионов людей. Знать основы экономики полезно и частным предпринимателям, и всем управленцам, и даже торговому представителю производителя шампуней в провинциальном городе.
А кто получает экономическое образование в России? И первые (которых очень мало), и вторые. И это далеко не чисто российская специфика. Если студент решил изучать экономику, то в большинстве случаев он просто хочет пойти работать в фирму, банк или стать предпринимателем. О научной карьере мечтают и могут на нее рассчитывать лишь выпускники считанного числа элитных факультетов топовых университетов.
Сколько России нужно профессиональных юристов? Миллионы. Это и адвокаты, и корпоративные юристы, и чекисты, и милиционеры, и многие чиновники. Этим людям нужно профессиональное юридическое образование (в большинстве случаев это жесткое условие при поступлении на работу). И по идее именно они должны составлять костяк студентов юридических факультетов.
Скольким людям в России нужны базовые знания законов? Всем. Но этот мотив редко будет определяющим при выборе юридического вуза или факультета.
Принципиальная разница между экономистами и юристами и между экономическим и юридическим образованием, к сожалению, не всегда прослеживается в действиях Министерства образования. Создается впечатление, что эти две профессии сейчас постоянно идут в паре и меры к ним всегда обсуждаются идентичные.
Так, на днях министр образования Дмитрий Ливанов предупредил, что бюджетные места по экономическим и юридическим специальностям в 2017 г. будут сокращены на треть и перераспределены на другие профессии. Идея в целом здравая, но почему на треть и там и там?
Еще одна инициатива министерства – потенциальный запрет на заочную форму обучения экономистов и юристов. Тут я вообще отказываюсь понимать логику. Либо мы закрываем вообще все заочные институты, как принципиально вредные и не способные на какое-либо здравое обучение, либо давайте действовать разумно.
Экономические заочные факультеты нужно реформировать и развивать. Для этой категории студентов (не ученых-экономистов) главное – общее развитие. Весь мир пытается внедрить дистанционное образование, и для тех людей, кому экономика нужна как база, это один из возможных путей. От онлайн-лекции по макроэкономике профессора Гарварда или ВШЭ явно больше толку, чем от живой лекции доцента-экономиста «урюпинского педа».
И наоборот, профессиональным юристам важно не только развитие, но и детальные знания, которые, безусловно, закреплять в заочной форме, без общения с однокурсниками и преподавателями, гораздо сложнее.
Автор – независимый обозреватель

Поделиться в социальных сетях

Хотите получать сообщения обо всех важных
новостях и событиях на нашем сайте?