23 ноября 2010
В настоящее время ГПК не содержит различий в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел по существу мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции, поэтому не являются оправданными и различия в порядке пересмотра судебных постановлений, принятых судами первой инстанции, считают авторы законопроекта.
В документе предлагается закрепить единую процессуальную форму для обжалования решений во второй инстанции. В интересах унификации и гармонизации гражданского процессуального права в законопроекте предлагается установить общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции в первой инстанции; создать апелляционные суды общей юрисдикции РФ; установить порядок апелляционного производства в судах второй инстанции.
Предлагается ввести кассационный порядок проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу, а также наделить полномочиями суда кассационной инстанции президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов и судебные коллегии Верховного суда РФ. Законопроектом предлагается установить основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке - существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Кроме того, предлагается сохранить полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора исключительно за президиумом Верховного суда РФ, а также право председателя Верховного суда РФ или его заместителя по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вносить в президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.
Москва, 23 ноября - РГ