Новые правила идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма установлены Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. № 366, который вступил в силу 23 февраля. Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров подчеркнул, что адвокаты, которые ведут личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, обязаны руководствоваться нормами Закона об адвокатуре, не позволяющими адвокату разглашать без согласия доверителя сведения, сообщенные ему последним в связи с оказанием юридической помощи, поскольку все они относятся к адвокатской тайне.
Приказ обязывает всех субъектов Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в том числе и адвокатов, обновить свои правила внутреннего контроля не позднее 25 марта 2019 г. и разместить обновленные правила в своих личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга.
Напомним, что на сайте ФПА РФ размещены Рекомендации по исполнению адвокатами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Новые требования, предусмотренные Приказом № 366, обязывают организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также – в ряде случаев – ИП, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, с 23 февраля 2019 г. документально фиксировать в анкетах клиента сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Более того, эти сведения нужно будет обновлять не реже одного раза в год. При обновлении такой информации теперь необходимо будет формировать новую анкету и приобщать ее к досье клиента.
В случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации обновление сведений должно осуществляться в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения подобных сомнений.
Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, может не проводиться при одновременном наличии следующих условий:
а) организация и индивидуальный предприниматель предприняли обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений, в результате которых обновление сведений не было завершено;
б) со дня принятия мер по обновлению сведений не проводились операции клиентом или в отношении клиента.
Сведения, подлежащие установлению при идентификации клиентов – физических лиц, включают такие персональные данные, как: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, код подразделения (при наличии)), данные миграционной карты (для иностранцев и лиц без гражданства), адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), СНИЛС (при наличии) и контактная информация.
Вышеперечисленные сведения самому адвокату могут потребоваться разве что в исключительных случаях, например, для оформления доверенности. При этом доверителю пока не предлагается дать согласие на обработку его персональных данных адвокатом.
Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров отметил, что Росфинмониторинг вправе издавать приказы и иные правовые акты, регламентирующие положения, установленные Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В то же время, по его мнению, нормативные правовые акты ведомства должны приниматься с учетом нормы п. 5 ст. 7.1 действующего Федерального закона № 115-ФЗ, где сказано, что положения, обязывающие адвоката уведомить уполномоченный орган о сделках или финансовых операциях, которые могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, «не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны».Следует также помнить, что Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» является специальным законом. Таким образом, адвокаты, которые открыли и ведут свои личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, обязаны руководствоваться нормами п. 5 ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 8 Закона об адвокатуре. Эти нормы не позволяют адвокату разглашать без согласия доверителя сведения, сообщенные ему последним в связи с оказанием юридической помощи, поскольку все они относятся к адвокатской тайне.
Источник: ФПА РФ