16 ноября 2015
http://fparf.ru/news/all_news/blogs/lyamina/po-puti-avtomatizatsii/
По пути автоматизации
Об обеспечении участия адвокатов в делах по назначению АП Удмуртской Республики
вице-президент АП Удмуртской Республики
Людмила Лямина
16.11.2015
Необходимость урегулировать порядок оказания помощи по назначению в АП Удмуртской Республики остро встала в 2009 г. в связи с участившимися жалобами граждан на низкое качество правовой помощи, оказываемой адвокатами, вызываемыми непосредственно дознавателями, следователями и сотрудниками судов.
В это же время в Квалификационную комиссию АП Удмуртской Республики стали поступать обращения на неквалифицированный, формальный характер правовой помощи, оказываемой некоторыми адвокатами, регулярно исполняющими поручения, принятые по назначению. Кроме того, немалое число адвокатов требовали наведения порядка в процессе распределения профессиональной нагрузки и в обеспечении соблюдения стандартов профессии. Подобная ситуация была вызвана тем, что ряд адвокатов, используя свои личные связи среди работников дознания, следствия и канцелярий некоторых судов, практически монополизировали эту сферу адвокатской деятельности, ущемляя тем самым права своих коллег и порождая напряженность в адвокатском сообществе. Такое положение не могло остаться без внимания, поскольку оно противоречит не только требованиям закона, но и нравственным традициям российской адвокатуры.
Таким образом, Порядок оказания субсидируемой юридической помощи был принят Советом АП Удмуртской Республики с целью избежать негативной практики участия в уголовных делах «карманных» адвокатов и направлен как на защиту прав самих адвокатов, так и на защиту прав и законных интересов лиц, нуждающихся в оказании юридической помощи.
Общий смысл принятых Положений о порядке оказания субсидируемой юридической помощи заключался в формировании графика дежурств на основании заявления любого желающего участвовать в помощи по назначению адвоката. За время действия указанного порядка были выявлены существенные недостатки его применения. Главный из них заключался в том, что непосредственный вызов адвокатов осуществлялся правоприменителем из предоставленного им Адвокатской палатой графика дежурств. В связи с этим из таких графиков и списков выбирались «удобные» адвокаты, те же адвокаты, которые при осуществлении защиты проявляли принципиальность, полноценно защищали права своих подзащитных, заставляя этим следователей и дознавателей строго следовать букве закона при расследовании уголовного дела, просто не назначались. В связи с изложенным назрела необходимость разработать такую систему участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, при которой сотрудники органов дознания, предварительного следствия и суда не имели бы возможности выбора адвоката.
С целью надлежащего обеспечения участия адвокатов-защитников в делах по назначению с 2013 г. в Адвокатской палате Удмуртской Республики началась работа по введению принципиально иного порядка назначения адвокатов в порядке ст. 50–51 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Был изучен опыт работы адвокатских палат других субъектов. Наиболее привлекательным нам показался порядок назначения адвокатов, в соответствии с которым выбор адвоката для вступления в уголовное дело осуществлялся с помощью специальной компьютерной программы. На тот момент подобная система функционировала в Пермском крае и Калининградской области.
В декабре 2013 г. Советом Адвокатской палаты было принято Положение «О порядке участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению на территории Удмуртской Республики», которым предусматривался поэтапный порядок его введения. Поэтапность была необходима для адаптации программного обеспечения к условиям нашего региона, а также возможных корректировок самого Положения, проводившихся на протяжении всего 2014 г.
В период перехода на новую систему распределения адвокатов для помощи по назначению была проведена учеба с адвокатами во всех городах и районах Удмуртской Республики, а также было организованно совещание с представителями органов дознания, органов предварительного следствия, суда по вопросам применения нового порядка. Были рассмотрены обращения адвокатов, касающиеся применения Положения, в дальнейшем такие обращения использовались и при корректировке как самого Положения, так и работы Единого диспетчерского центра.
Суть действующей системы такова: вступление адвоката в уголовное дело в качестве защитника осуществляется путем назначения с помощью системы автоматизированного управления посредством направления правоохранительными органами и судами требования диспетчерам Единого диспетчерского центра оказания юридической помощи по назначению на территории Удмуртской Республики. Включение адвокатов в указанную систему осуществляется на основании личного заявления. Ежемесячно с помощью компьютерной программы формируются Графики дежурства по каждой административно-территориальной единице Удмуртской Республики. В административно-территориальных единицах Удмуртской Республики, в которых составление Графиков дежурства является нецелесообразным, то есть там, где работает небольшое число адвокатов, формируется Список адвокатов, участвующих в делах по назначению. В районах с низкой численностью адвокатов (там, где постоянно работают 3 и менее адвокатов) формируется также Дополнительный список адвокатов, участвующих в делах по назначению, в который включаются адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в близлежащих административно-территориальных единицах Удмуртской Республики.
Правоприменитель, которому необходимо обеспечить участие адвоката, посредством телефонной, факсимильной связи либо электронной почты направляет заявку диспетчерам Единого диспетчерского центра. Диспетчер заполняет заявку в программе и с ее помощью осуществляется выбор адвоката из числа дежурящих в этот день. В районах с низкой численностью адвокатов программа первоначально осуществляет выбор из числа адвокатов, проживающих и осуществляющих адвокатскую деятельность в данном районе. После этого диспетчер созванивается с адвокатом и сообщает ему о произведенном назначении, а также сообщает лицу, подавшему заявку о назначенном адвокате. Единый диспетчерский центр функционирует в круглосуточном режиме, что позволяет вызвать адвоката в любое время, чем обеспечивается требование действующего уголовно-процессуального законодательства о необходимости участия адвоката с момента фактического задержания.
Таким образом, полностью исключена зависимость адвоката от сотрудников органов дознания, предварительного следствия, суда. Полагаем, в конечном счете, указанная цель была достигнута, о чем свидетельствуют и в том числе, многочисленные обращения сотрудников органов дознания и следствия, суть которых сводится к тому, что адвокаты при исполнении своих обязанностей руководствуются исключительно действующим уголовно-процессуальным законодательством и становятся «неудобны». Также значительно уменьшилось количество дисциплинарных производств, касающихся вопросов, связанных с участием адвокатов в делах по назначению. Большинство адвокатов положительно оценивают введенную систему, поскольку их стали значительно чаще приглашать для участия в делах по назначению, чем это было до введения нового порядка, и теперь их назначение не зависит от усмотрения следователей и дознавателей. Это позволяет более эффективно работать, занимать принципиальную позицию в отстаивании прав и законных интересов доверителей.
Принятие Советом АП Удмуртской Республики указанных документов вызвало определенную негативную реакцию со стороны некоторых правоохранительных органов. Недобросовестные сотрудники, для которых участие адвоката, по сути, всегда лишь формальностью, привыкшие к тому, что придет «нужный» адвокат и все подпишет, столкнулись теперь с тем, что в дело могут вступить и другие адвокаты, которые полноценно защищают права своих подзащитных, заставляя этим следователей и дознавателей строго следовать букве закона при расследовании уголовного дела. Более того, такое положение вещей, по нашему мнению, вынудило следователей собирать полноценный объем доказательств виновности лица привлекаемого к уголовной ответственности, не ограничиваясь при этом исключительно признательными показаниями. Конечно, следователями и дознавателями предпринимаются всяческие попытки обойти указанное Положение, назначить «своего, удобного» адвоката. Так, например, активно практиковалось вступление адвоката в дело на основании соглашения, с последующим переходом на назначение в связи с невозможностью произвести оплату по соглашению, или также практиковалась замена адвоката, якобы не явившегося на следственное действие (на самом деле его и не вызывали). С целью недопущения подобной практики Совет АП Удмуртской Республики внес в Положение существенные корректировки, касающиеся, в частности, регламентации действий адвоката, вступающего в уголовное дело в порядке замены предыдущего адвоката (на адвокатов, вступивших в уголовное дело в порядке замены, возложена обязанность по проверке обоснованности такой замены), регулирования вопросов вступления в уголовное дело адвокатов, ранее участвовавших в нем по соглашению (в настоящее время адвокату, вступившему в уголовное дело по соглашению, запрещено «переходить» на участие в этом же деле по назначению).
Иногда встречаются случаи умышленного нарушения адвокатами указанного порядка. В подобных случаях Советом Адвокатской палаты принимаются решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности и назначения ему наказания, вплоть до лишения статуса.
В связи с изложенным полагаем, что вступление в силу Положения «О порядке участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению на территории Удмуртской Республики» следует признать успешным. Вместе с тем Совет АП Удмуртской Республики и в дальнейшем будет проводить работу по его совершенствованию.
По пути автоматизации
Об обеспечении участия адвокатов в делах по назначению АП Удмуртской Республики
вице-президент АП Удмуртской Республики
Людмила Лямина
16.11.2015
Необходимость урегулировать порядок оказания помощи по назначению в АП Удмуртской Республики остро встала в 2009 г. в связи с участившимися жалобами граждан на низкое качество правовой помощи, оказываемой адвокатами, вызываемыми непосредственно дознавателями, следователями и сотрудниками судов.
В это же время в Квалификационную комиссию АП Удмуртской Республики стали поступать обращения на неквалифицированный, формальный характер правовой помощи, оказываемой некоторыми адвокатами, регулярно исполняющими поручения, принятые по назначению. Кроме того, немалое число адвокатов требовали наведения порядка в процессе распределения профессиональной нагрузки и в обеспечении соблюдения стандартов профессии. Подобная ситуация была вызвана тем, что ряд адвокатов, используя свои личные связи среди работников дознания, следствия и канцелярий некоторых судов, практически монополизировали эту сферу адвокатской деятельности, ущемляя тем самым права своих коллег и порождая напряженность в адвокатском сообществе. Такое положение не могло остаться без внимания, поскольку оно противоречит не только требованиям закона, но и нравственным традициям российской адвокатуры.
Таким образом, Порядок оказания субсидируемой юридической помощи был принят Советом АП Удмуртской Республики с целью избежать негативной практики участия в уголовных делах «карманных» адвокатов и направлен как на защиту прав самих адвокатов, так и на защиту прав и законных интересов лиц, нуждающихся в оказании юридической помощи.
Общий смысл принятых Положений о порядке оказания субсидируемой юридической помощи заключался в формировании графика дежурств на основании заявления любого желающего участвовать в помощи по назначению адвоката. За время действия указанного порядка были выявлены существенные недостатки его применения. Главный из них заключался в том, что непосредственный вызов адвокатов осуществлялся правоприменителем из предоставленного им Адвокатской палатой графика дежурств. В связи с этим из таких графиков и списков выбирались «удобные» адвокаты, те же адвокаты, которые при осуществлении защиты проявляли принципиальность, полноценно защищали права своих подзащитных, заставляя этим следователей и дознавателей строго следовать букве закона при расследовании уголовного дела, просто не назначались. В связи с изложенным назрела необходимость разработать такую систему участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, при которой сотрудники органов дознания, предварительного следствия и суда не имели бы возможности выбора адвоката.
С целью надлежащего обеспечения участия адвокатов-защитников в делах по назначению с 2013 г. в Адвокатской палате Удмуртской Республики началась работа по введению принципиально иного порядка назначения адвокатов в порядке ст. 50–51 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Был изучен опыт работы адвокатских палат других субъектов. Наиболее привлекательным нам показался порядок назначения адвокатов, в соответствии с которым выбор адвоката для вступления в уголовное дело осуществлялся с помощью специальной компьютерной программы. На тот момент подобная система функционировала в Пермском крае и Калининградской области.
В декабре 2013 г. Советом Адвокатской палаты было принято Положение «О порядке участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению на территории Удмуртской Республики», которым предусматривался поэтапный порядок его введения. Поэтапность была необходима для адаптации программного обеспечения к условиям нашего региона, а также возможных корректировок самого Положения, проводившихся на протяжении всего 2014 г.
В период перехода на новую систему распределения адвокатов для помощи по назначению была проведена учеба с адвокатами во всех городах и районах Удмуртской Республики, а также было организованно совещание с представителями органов дознания, органов предварительного следствия, суда по вопросам применения нового порядка. Были рассмотрены обращения адвокатов, касающиеся применения Положения, в дальнейшем такие обращения использовались и при корректировке как самого Положения, так и работы Единого диспетчерского центра.
Суть действующей системы такова: вступление адвоката в уголовное дело в качестве защитника осуществляется путем назначения с помощью системы автоматизированного управления посредством направления правоохранительными органами и судами требования диспетчерам Единого диспетчерского центра оказания юридической помощи по назначению на территории Удмуртской Республики. Включение адвокатов в указанную систему осуществляется на основании личного заявления. Ежемесячно с помощью компьютерной программы формируются Графики дежурства по каждой административно-территориальной единице Удмуртской Республики. В административно-территориальных единицах Удмуртской Республики, в которых составление Графиков дежурства является нецелесообразным, то есть там, где работает небольшое число адвокатов, формируется Список адвокатов, участвующих в делах по назначению. В районах с низкой численностью адвокатов (там, где постоянно работают 3 и менее адвокатов) формируется также Дополнительный список адвокатов, участвующих в делах по назначению, в который включаются адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в близлежащих административно-территориальных единицах Удмуртской Республики.
Правоприменитель, которому необходимо обеспечить участие адвоката, посредством телефонной, факсимильной связи либо электронной почты направляет заявку диспетчерам Единого диспетчерского центра. Диспетчер заполняет заявку в программе и с ее помощью осуществляется выбор адвоката из числа дежурящих в этот день. В районах с низкой численностью адвокатов программа первоначально осуществляет выбор из числа адвокатов, проживающих и осуществляющих адвокатскую деятельность в данном районе. После этого диспетчер созванивается с адвокатом и сообщает ему о произведенном назначении, а также сообщает лицу, подавшему заявку о назначенном адвокате. Единый диспетчерский центр функционирует в круглосуточном режиме, что позволяет вызвать адвоката в любое время, чем обеспечивается требование действующего уголовно-процессуального законодательства о необходимости участия адвоката с момента фактического задержания.
Таким образом, полностью исключена зависимость адвоката от сотрудников органов дознания, предварительного следствия, суда. Полагаем, в конечном счете, указанная цель была достигнута, о чем свидетельствуют и в том числе, многочисленные обращения сотрудников органов дознания и следствия, суть которых сводится к тому, что адвокаты при исполнении своих обязанностей руководствуются исключительно действующим уголовно-процессуальным законодательством и становятся «неудобны». Также значительно уменьшилось количество дисциплинарных производств, касающихся вопросов, связанных с участием адвокатов в делах по назначению. Большинство адвокатов положительно оценивают введенную систему, поскольку их стали значительно чаще приглашать для участия в делах по назначению, чем это было до введения нового порядка, и теперь их назначение не зависит от усмотрения следователей и дознавателей. Это позволяет более эффективно работать, занимать принципиальную позицию в отстаивании прав и законных интересов доверителей.
Принятие Советом АП Удмуртской Республики указанных документов вызвало определенную негативную реакцию со стороны некоторых правоохранительных органов. Недобросовестные сотрудники, для которых участие адвоката, по сути, всегда лишь формальностью, привыкшие к тому, что придет «нужный» адвокат и все подпишет, столкнулись теперь с тем, что в дело могут вступить и другие адвокаты, которые полноценно защищают права своих подзащитных, заставляя этим следователей и дознавателей строго следовать букве закона при расследовании уголовного дела. Более того, такое положение вещей, по нашему мнению, вынудило следователей собирать полноценный объем доказательств виновности лица привлекаемого к уголовной ответственности, не ограничиваясь при этом исключительно признательными показаниями. Конечно, следователями и дознавателями предпринимаются всяческие попытки обойти указанное Положение, назначить «своего, удобного» адвоката. Так, например, активно практиковалось вступление адвоката в дело на основании соглашения, с последующим переходом на назначение в связи с невозможностью произвести оплату по соглашению, или также практиковалась замена адвоката, якобы не явившегося на следственное действие (на самом деле его и не вызывали). С целью недопущения подобной практики Совет АП Удмуртской Республики внес в Положение существенные корректировки, касающиеся, в частности, регламентации действий адвоката, вступающего в уголовное дело в порядке замены предыдущего адвоката (на адвокатов, вступивших в уголовное дело в порядке замены, возложена обязанность по проверке обоснованности такой замены), регулирования вопросов вступления в уголовное дело адвокатов, ранее участвовавших в нем по соглашению (в настоящее время адвокату, вступившему в уголовное дело по соглашению, запрещено «переходить» на участие в этом же деле по назначению).
Иногда встречаются случаи умышленного нарушения адвокатами указанного порядка. В подобных случаях Советом Адвокатской палаты принимаются решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности и назначения ему наказания, вплоть до лишения статуса.
В связи с изложенным полагаем, что вступление в силу Положения «О порядке участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению на территории Удмуртской Республики» следует признать успешным. Вместе с тем Совет АП Удмуртской Республики и в дальнейшем будет проводить работу по его совершенствованию.