Обзор изменений в УК и УПК в 2023 году

Обзор изменений в УК и УПК в 2023 году
27 декабря 2023

Адвокат АП г. Москвы, член Совета АПГМ, старший партнер АБ ZKS Андрей Гривцов подготовил традиционный обзор изменений в УК и УПК в 2023 году. 

Вот уже седьмой год завершается для меня на волне подготовки для «АГ» традиционного обзора изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. С каждым годом подготовка такого обзора занимает все больше времени с учетом активности (не всегда системной), которую проявляет законодатель по обозначенному направлению реформирования закона.

Адвокаты в уходящем году традиционно надеялись на изменения, связанные с либерализацией закона, декриминализацией отдельных составов, запретами на применение меры пресечения в виде заключения под стражу, однако будучи в своей массе людьми опытными, вряд ли ожидали, что многое из «загаданного» реализуется. В целом так оно и получилось, что и демонстрирует сегодняшний обзор.

Впрочем, приготовил законодатель для нас и ряд приятных сюрпризов.

С учетом отмеченного большого объема законодательных изменений за 2023 г. в обзоре будут приведены не все из них, а лишь наиболее, по мнению автора, значимые.

Уголовное законодательство

Снижен максимальный срок наказания за ряд налоговых преступлений (Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 78-ФЗ).

Данным законом снижен максимальный срок наказания за совершение следующих преступлений:

  • уклонение организации от уплаты налогов, сборов, страховых взносов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ);
  • неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере (прим. 2 к ст. 199.1 УК);
  • сокрытие денег или имущества организации или ИП, за счет которых взыскивают налоги, сборы, страховые взносы в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.2 УК);
  • уклонение организации от уплаты страховых взносов на травматизм в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.4 УК).

В результате законодательных изменений максимальное наказание за указанные преступления теперь не превышает пяти лет лишения свободы. В связи с этим данные деяния стали относиться к категории преступлений средней тяжести, что автоматически сократило и срок давности привлечения к уголовной ответственности до шести лет. Это повлекло прекращение некоторых уголовных дел, по которым сроки давности привлечения к уголовной ответственности истекли.

Законодательное изменение принято в рамках общего тренда на либерализацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства о налоговых преступлениях. Поправки направлены на ослабление уголовно-правового давления на бизнес в условиях непростой экономической ситуации в стране, что можно только приветствовать.

Введена ответственность за распространение ложной информации о добровольческих формированиях, организациях и физлицах и за их дискредитацию; дополнена диспозиция и ужесточено наказание за дискредитацию Вооруженных Сил РФ и госорганов (Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 58-ФЗ).

Внесены изменения в ст. 207.3 УК, устанавливающие уголовную ответственность не только за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, но и за распространение таких же сведений об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ.

Также изменена диспозиция ст. 280.3 УК с установлением уголовной ответственности за публичные действия по дискредитации оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ. Максимальное наказание по ч. 1 указанной статьи ужесточено до пяти лет лишения свободы, по ч. 2 – до семи лет.

Любые законодательные изменения призваны регулировать определенные общественные отношения. В данном случае законодатель учел, что в специальной военной операции участвуют не только Вооруженные Силы, но и добровольческие формирования, посчитав, что последние также должны быть защищены от распространения ложной информации и дискредитации.

Изменена диспозиция и ужесточено наказание за незаконный экспорт, передачу товаров, технологий, вооружения, военной техники, незаконное выполнение работ и оказание услуг; введена ответственность за контрабанду технологий, научно-технической информации и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы, в частности, при создании вооружений и военной техники; ужесточена ответственность за контрабанду оружия массового поражения, средств его доставки и сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при их создании (Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 82-ФЗ).

Внесены изменения в ст. 189 УК, устанавливающие уголовную ответственность за незаконные экспорт из России или передачу товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ либо незаконное оказание услуг, в отношении которых установлен экспортный контроль. Наказание за данное преступление по ч. 1 ст. 189 УК ужесточено до лишения свободы на срок от трех до семи лет.

Внесены изменения в квалифицирующие признаки состава преступления, а именно – совершение его группой лиц по предварительному сговору; лицом с использованием служебного положения; в отношении оружия массового поражения или средств его доставки либо товаров или технологий, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения или средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль (ч. 2 ст. 189 Кодекса). Санкцией этой нормы УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до 10 лет.

Часть 3 данной статьи предусматривает совершение указанного преступления организованной группой, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от семи до 12 лет.

Законодательные изменения в УК в последнее время принимаются по следующему принципу: если в тексте поправки упоминаются безопасность, вооружение и прочие важные для обороны государства аспекты, то они, как правило, несут дополнительную криминализацию определенных действий и ужесточение наказания. Это относится и к обсуждаемым поправкам.

Расширен перечень преступлений, от ответственности за совершение которых могут освободить в порядке ст. 76.1 УК, если они совершены впервые и возмещен ущерб (Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 116-ФЗ).

В ст. 76.1 УК внесены преступления, за совершение которых впервые лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если возместит ущерб. К таким преступлениям теперь относятся:

  • незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном и особо крупном размере (ч. 2, п. «в» ч. 3 ст. 146);
  • причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 165);
  • незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 171);
  • незаконная банковская деятельность, сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 172);
  • ограничение конкуренции, если это деяние причинило особо крупный ущерб либо повлекло извлечение дохода в особо крупном размере (п. «в» ч. 2 ст. 178);
  • неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 185.6);
  • уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной или национальной валюте, совершенное в особо крупном размере (п. «а» ч. 2 ст. 193).

Данная поправка носит либеральный характер, поэтому ее принятие можно только приветствовать. Существует целый ряд статей Уголовного кодекса РФ, по которым возможно прекращение уголовного дела в связи с возмещением ущерба. Данный механизм доказал свою работоспособность на практике и является не только возможностью для обвиняемого освободиться от уголовной ответственности, но и неплохо зарекомендовал себя в качестве средства пополнения бюджета. В связи с этим расширение указанного перечня за счет других составов преступлений в сфере экономики являлось лишь вопросом времени.

Приняты поправки, ужесточающие наказание и вводящие уголовную ответственность за ряд преступлений террористической и экстремистской направленности, а также за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; разрешена конфискация имущества по новым составам преступлений (Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 157-ФЗ).

В диспозицию ст. 57 УК внесены изменения, предусматривающие назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы за совершение особо тяжких преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

Часть 2.1 ст. 58 Кодекса дополнена положениями о том, что осужденные по ст. 281.1 (содействие диверсионной деятельности), ст. 281.2 (прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности) и ч. 1 ст. 281.3. (организация диверсионного сообщества и участие в нем) УК должны отбывать наказание в тюрьме.

Внесены изменения в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК, разрешающие конфискацию имущества в виде денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения следующих преступлений:

  • умышленные уничтожение или повреждение, а равно незаконные добыча, сбор и оборот особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ (ст. 260.1 УК);
  • неправомерный доступ к компьютерной информации (ч. 2–4 ст. 272 УК);
  • создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК);
  • нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей, если оно повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления (ч. 2 ст. 274 УК);
  • неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ (ст. 274.1 УК);
  • содействие диверсионной деятельности (ст. 281. 1 УК);
  • прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности (ст. 281.2 УК);
  • организация диверсионного сообщества и участие в нем (ст. 281.3 УК).

Ужесточена санкция за совершение теракта (ст. 205 УК) – максимальное наказание увеличено с 15 до 20 лет лишения свободы. Исключен квалифицирующий признак «повлекшие по неосторожности смерть человека» по ч. 2 ст. 205 УК. Причинение смерти независимо от умысла квалифицируется по п. «б» ч. 3 ст. 205 УК. Диспозиция п. «а» ч. 3 ст. 205 УК дополнена и изложена в следующей редакции: совершение террористического акта, сопряженное с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов.

Ужесточена санкция за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение террористической деятельности – максимальное наказание составляет от семи до 15 лет лишения свободы (ч. 1 ст. 205.1 УК). За пособничество в совершении преступлений террористической направленности санкция также увеличена и составляет от 12 до 20 лет лишения свободы (ч. 3 ст. 205.1 УК).

В санкцию ст. 275 УК, предусматривающую ответственность за совершение государственной измены, внесено наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных госорганов (ст. 284.3 УК) в связи с изменениями является деятельностью, направленной против безопасности РФ, и включено в примечание к ст. 280.4 УК.

Внесены изменения в ст. 281 Кодекса. Под диверсией теперь понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей и (или) компонентам природной среды, если эти действия совершены в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности государства. Максимальное наказание за данные действия составляет до 20 лет лишения свободы. Также в ч. 2 ст. 281 УК внесены следующие квалифицирующие признаки: совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; сопряженные с посягательством на объекты федерального органа исполнительной власти в области обороны, Вооруженных Сил, войск национальной гвардии РФ, органов государственной власти, привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны, а также на объекты топливно-энергетического комплекса и организаций оборонно-промышленного комплекса. В ч. 3 внесен квалифицирующий признак, характеризующийся совершением указанного деяния, если оно сопряжено с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов.

Глава 29 УК дополнена ст. 284.3, предусматривающей ответственность за содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует, или иностранных госорганов. Данное деяние наказывается лишением свободы до пяти лет.

В связи с изменениями, внесенными в УК, угроза совершения нападения на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой, квалифицируется по ст. 360 УК и наказывается лишением свободы на срок от семи до 12 лет. Совершение указанных действий в целях провокации войны или осложнения международных отношений наказывается лишением свободы от 12 до 20 лет.

Ужесточена санкция за совершение акта международного терроризма. Его совершение наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет, а финансирование данного акта – лишением свободы от 10 до 20 лет.

В последнее время законодатель обращает особое внимание на защиту основ конституционного строя и безопасности государства, для чего использует ужесточение санкций и криминализацию тех или иных деяний. Что касается расширения перечня статей, по которым может применяться конфискация имущества, то с каждым годом он расширяется, что также, на мой взгляд, объясняется необходимостью наказывать преступника не только лишением свободы, но и рублем.

Из перечня отягчающих обстоятельств исключено совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел (Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 210-ФЗ).

В соответствии с указанной законодательной поправкой утратил силу п. «о» ч. 1 ст. 63 УК, в соответствии с которым совершение преступления сотрудником органов внутренних дел являлось отягчающим обстоятельством.

Это логичная, на мой взгляд, поправка, поскольку наличие в Уголовном кодексе такого отягчающего обстоятельства, как работа в органах внутренних дел, попирало принцип равенства всех граждан перед законом, гарантированный Конституцией РФ. Отрадно, что законодатель, наконец, обратил на это внимание и убрал дискриминационный пункт из перечня отягчающих обстоятельств.

Установлена особенность уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в СВО (Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ).

Примечательной особенностью данного Закона является то, что он не вносит изменения в УК, а устанавливает дополнительные правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы РФ, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах либо проходящих военную службу в период мобилизации, военного положения или в военное время.

Таким образом, уголовное законодательство отныне вопреки положениям ч. 1 ст. 1 УК регулируется не только Уголовным кодексом. Думаю, законодатель в данном случае, очевидно, поторопился и просто не успел подготовить соответствующие изменения в УК, ограничившись самостоятельным законом. Очевидно, что в современных условиях стали возникать новые общественные отношения и новые общественные запросы, требующие регулирования. Возможно, законодатель руководствовался также тем, что мобилизация или военное положение – явления временные, в связи с чем нецелесообразно «загромождать» Уголовный кодекс.

В соответствии с данным законом лицо, привлеченное к уголовной ответственности за совершение преступления небольшой или средней тяжести и призванное на военную службу по мобилизации или заключившее в период мобилизации контракт на военную службу, освобождается от уголовной ответственности со дня награждения государственной наградой или со дня увольнения с военной службы по возрасту, состоянию здоровья или окончанию мобилизации. По таким же правилам к мобилизованным осужденным применяется освобождение от наказания и снятие судимости.

Введена уголовная ответственность за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 323-ФЗ).

Законодатель ввел в Уголовный кодекс новую статью – 172.4, – в соответствии с которой криминализировано совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, если такие действия сопряжены с угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, а равно угрозой распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство. Максимальное наказание по ч. 1 ст. 172.4 УК – пять лет лишения свободы. Если данное деяние совершено организованной группой, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, в особо крупном размере, срок лишения свободы составит от пяти до 10 лет.

В данном случае законодатель отреагировал на ситуации, связанные с незаконной деятельностью коллекторов, высказывающих должникам угрозы насилием или применяющих насилие для возврата долгов. Ранее в таких ситуациях всегда возникал спор, по какой статье квалифицировать подобные действия: является ли это вымогательством или самоуправством? Отныне для оценки подобных действий в УК введена специальная статья.

Установлена ответственность за незаконное пересечение границы РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения (Федеральный закон от 31 июля 2023 г. № 390-ФЗ).

Введена уголовная ответственность за незаконное пересечение Государственной границы РФ группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения. Наказание за такие действия устанавливается по ч. 3 ст. 322 УК и составляет до пяти лет лишения свободы.

Очевидно, что данный Закон является реакцией на многочисленные публично освещавшиеся в 2023 г. случаи пересечения границы РФ со стороны различных вооруженных формирований. Законодатель посчитал, что эти действия носят повышенную общественную опасность, а потому подлежат включению в УК.

Уголовно-процессуальное законодательство

Введено новое основание отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения – уплата в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, суммы штрафа в порядке и размере, определяемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и (или) законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основании ч. 1 ст. 76.1 УК (Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 78-ФЗ).

Данным Законом внесены изменения в ч. 1 ст. 24 УПК с введением нового основания для отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела. Отныне в силу п. 7 ч. 1 ст. 24, ч. 1.2 ст. 148 Кодекса в случае уплаты до возбуждения уголовного дела в полном объеме налоговой недоимки, пеней и штрафа должно быть вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Конкретизировано также определение возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, которое содержится в ч. 2 ст. 28.1 УПК. Под таким ущербом понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в порядке и размере, определяемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах и (или) об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с учетом представленного налоговым органом или территориальным органом страховщика расчета размера пеней и штрафов.

Данные поправки оцениваю позитивно. Это логичная мера поощрения для лиц, которые до возбуждения уголовного дела в полном объеме возместили ущерб, причиненный бюджетной системе, и в результате такого возмещения не подвергаются уголовному преследованию. С точки зрения пополнения бюджета страны механизм ранее уже хорошо себя проявил на примере прекращения уголовных дел по тем же основаниям. Очевидно, законодатель желает расширить эту практику.

Установлен запрет на повторное прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям при наличии возражения подозреваемого или обвиняемого (Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 81-ФЗ).

Статья 27 УПК дополнена ч. 2.1, согласно которой повторное прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям после отмены постановления о прекращении уголовного преследования по данным основаниям не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает.

В данном случае законодатель пытается бороться с неоднократными прекращениями уголовных дел в случаях, когда подозреваемый (обвиняемый) возражает против этого. Таким образом, законодатель заботится о соблюдении прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, что можно только приветствовать.

Однако представляется, что эта поправка вряд ли сможет побороть негативную тенденцию, поскольку причиной прекращения уголовных дел по очевидно надуманным основаниям в большинстве подобных ситуаций является нежелание следователя продлевать сроки расследования у вышестоящего руководителя. Следователю гораздо проще прекратить дело по надуманным основаниям, отменить это решение у непосредственного начальника с одновременным установлением дополнительного срока расследования. При этом на все жалобы заявитель будет получать ответ, что его права уже восстановлены, поскольку незаконное решение о прекращении уголовного дела отменено.

Таким образом, для изменения данной порочной практики представляется необходимым ввести в уголовно-процессуальный закон норму о том, чтобы срок предварительного следствия после отмены постановлений о прекращении уголовного дела или приостановления предварительного следствия устанавливал руководитель следственного органа, к компетенции которого относится продление сроков следствия в порядке ч. 4 и 5 ст. 162 УПК.

Расширен перечень составов, по которым возможно прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба (Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 116-ФЗ).

Внесены изменения в ч. 3 ст. 28.1 УПК, в соответствии с которыми перечень составов преступлений, по которым возможно прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба, расширен за счет включения в данный перечень ч. 2, п. «в» ч. 3 ст. 146, п. «б» ч. 2 ст. 165, п. «б» ч. 2 ст. 171, п. «б» ч. 2 ст. 172, п. «в» ч. 2 ст. 178, ч. 2 ст. 185.6 и п. «а» ч. 2 ст. 193 УК.

Механизм прекращения уголовного преследования по делам об экономических преступлениях с одновременным возмещением ущерба показал свою эффективность на практике. В связи с этим логично и можно только приветствовать, что приведенный в ч. 3 ст. 28.1 УПК перечень составов расширен. Однако хотелось бы, чтобы возможность такого прекращения была введена и по делам о мошенничествах и растратах, наиболее часто используемым для необоснованного уголовного преследования предпринимателей.

Конкретизация процедуры передачи вопроса о размере возмещения гражданского иска при необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском (Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 213-ФЗ).

В соответствии с законодательными изменениями в случае необходимости дополнительных расчетов, связанных с гражданским иском, и передачи вопроса о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства копии материалов уголовного дела, необходимые для рассмотрения гражданского, подлежат направлению в суд, к подсудности которого оно отнесено законом. При этом арест, наложенный на имущество лица, не являющегося подсудимым или лицом, несущим по закону материальную ответственность за его действия, прекращается.

Принятие данной поправки можно лишь приветствовать, поскольку она направлена на борьбу с распространенной негативной тенденцией по арестам на имущество третьих лиц по уголовным делам.

Введение дополнительных гарантий при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 217-ФЗ).

Данным Законом приняты масштабные поправки в УПК, направленные на дальнейшую борьбу законодателя с необоснованным применением в отношении предпринимателей меры пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно внесенным изменениям в случае избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК, в обязательном порядке рассматривается возможность избрания такой меры, которая позволит продолжить осуществление предпринимательской деятельности и (или) управление принадлежащим подозреваемому (обвиняемому) имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, за исключением изъятого или арестованного имущества, либо деятельности по осуществлению полномочий по управлению организацией, либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 99 УПК).

В ч. 1.1 ст. 108 УПК внесены изменения, позволяющие применить заключение под стражу в качестве меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1–4 ст. 159, ст. 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК, если эти преступления совершены ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией или в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также ч. 5–7 ст. 159, ст. 171, 171.1, 171.3–172.3, 173.1–174.1, 176–178, 180, 181, 183, 185–185.4 и 190–199.4 УК, только при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • подозреваемый или обвиняемый не имеет места жительства или места пребывания на территории России;
  • им нарушена ранее избранная мера пресечения;
  • он скрылся от следственных органов или суда.

Также в указанную статью введена ч. 3.1, закрепившая, что если преступления, предусмотренные ч. 1–4 ст. 159, 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК, совершены индивидуальным предпринимателем не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо членом органа управления коммерческой организации не в связи с осуществлением им полномочий по управлению этой организацией или не в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, то в постановлении о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде стражи и в приложенных к данному постановлению материалах должны содержаться конкретные сведения, подтверждающие такие обстоятельства.

Внесены изменения в ст. 109 УПК, позволяющие продлить срок следствия судьей районного или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа, до шести месяцев в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК (ч. 2.1). Часть 8 указанной статьи закрепляет положение о том, что необходимость дальнейшего производства следственных действий не может являться единственным и достаточным основанием для продления срока стражи.

Внесены дополнения в ст. 162 УПК. В срок предварительного следствия теперь включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня вынесения постановления о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа или о прекращении производства по уголовному делу (ч. 2 ст. 162 УПК).

Также срок предварительного следствия по уголовным делам может быть продлен до трех месяцев в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК, которым избрана мера пресечения в виде стражи, руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями.

Кроме того, установлено, что производство следственных и иных процессуальных действий не может превышать месяц со дня поступления уголовного дела к следователю, в случае возвращения дела судом руководителю следственного органа в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу судебного штрафа (ч. 6.2 ст.162). В указанную статью внесена ч. 6.3, в соответствии с которой в случаях, предусмотренных ч. 6.1, 6.2 ст. 162 УПК, либо в случаях отмены руководителем следственного органа постановлений следователя о прекращении уголовного дела, приостановлении следствия или возвращения руководителем следственного органа уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования, либо в случае поступления в следственный орган уголовного дела от прокурора в связи с принятием им решений, предусмотренных ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214, п. 2 ч. 1 либо п. 1 ч. 4 ст. 221, п. 4 ч. 1 ст. 226, п. 2 ч. 5 ст. 439 УПК, руководитель следственного органа незамедлительно поручает производство предварительного следствия следователю, а следователь незамедлительно принимает его к производству.

Федеральным законом были внесены изменения в ст. 223 УПК, позволяющие при необходимости продлевать срок производства дознания прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором по уголовным делам в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в ч. 1.1 ст. 108 Кодекса, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – до 30 суток (ч. 3 указанной статьи). Также в необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Федерации и приравненным к нему военным прокурором по уголовным делам в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в ч. 1.1 ст. 108 Кодекса, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – до шести месяцев.

Принятие указанных поправок с учетом либерального направления мысли законодателя, который обеспокоен проблемой необоснованного заключения под стражу предпринимателей и заботится об экономическом климате в стране, можно только приветствовать. Однако маловероятно, что они существенным образом повлияют на негативно складывающуюся практику. Все вводимые поправки «обходятся» хорошо знакомой адвокатам, практикующим по уголовным делам, короткой фразой в судебном решении о применении меры пресечения, согласно которой инкриминируемая обвиняемому деятельность не носит характера предпринимательской. Введение же обсуждаемых дополнительных норм в УПК, на мой взгляд, лишь расширит витиеватые формулировки судов о том, что именно было ими учтено при избрании самой суровой меры пресечения или продлении ее сроков. Таким образом, побороть данную практику применяемыми законодателем методами, думаю, невозможно – для этого, как представляется, нужно либо регулировать эту практику путем отмены вышестоящими судами всех необоснованных решений, либо вводить тотальный запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по всем уголовным делам о мошенничествах и растратах.

Введено указание на то, что в случае возражения подозреваемого или обвиняемого против прекращения уголовного преследования ввиду истечения сроков давности уголовное преследование подлежит прекращению по основанию «непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления» по истечении определенного законом срока в зависимости от категории преступления, а также запрет на задержание подозреваемого и применение меры пресечения по уголовному делу с истекшими сроками давности (Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 220-ФЗ).

В ст. 27 УПК внесены изменения, закрепившие положение о том, что если производство по уголовному делу продолжено в обычном порядке в связи с наличием возражений подозреваемого или обвиняемого против прекращения уголовного преследования за истечением сроков давности уголовного преследования и дело не передано в суд или не прекращено по иному основанию в порядке, установленном Кодексом, уголовное преследование подлежит прекращению по такому основанию, как непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления, по истечении двух месяцев производства расследования с момента истечения сроков давности уголовного преследования – в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, трех месяцев – в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести, 12 месяцев – в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Оцениваю данную поправку позитивно. Принятое законодательное изменение может сократить сроки расследования по делам с истекшими сроками давности и обеспечить восстановление нарушенных прав лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Конкретизированы сроки задержания и предъявления обвинения в условиях военного времени (Федеральный закон от 31 июля 2023 г. № 396-ФЗ).

В силу п. 11 ст. 5 и ст. 10 УПК в условиях военного положения до вынесения судебного решения срок задержания увеличен с 48 часов до 30 суток, если лицо подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Неприятная с точки зрения соблюдения прав подозреваемого поправка, однако с учетом социально-экономической ситуации логика законодателя понятна.

Введены определения понятий, связанных с совершением преступлений предпринимателями (Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. № 524-ФЗ).

Законодатель внес изменения в ст. 5 УПК, касающуюся основных понятий, используемых в Кодексе. Данная статья дополнена п. 27.1 и 27.2.

В соответствии с п. 27.1 ст. 5 УПК преступления, совершенные ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 20, 81.1, 108 и 164 Кодекса, – преступления, совершенные ИП в ходе осуществления им самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и (или) при управлении принадлежащим ему имуществом, используемым в целях такой деятельности.

Согласно п. 27.2 ст. 5 УПК преступления, совершенные членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению данной организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, предусмотренные ст. 20, 81.1, 108 и 164 Кодекса, – преступления, совершенные членом органа управления коммерческой организации при осуществлении им полномочий по управлению данной организацией либо в ходе осуществления коммерческой организацией самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, или иной экономической деятельности.

Законодатель вновь пытается бороться с необоснованным привлечением к уголовной ответственности и заключением под стражу предпринимателей. Очевидно, законодатель полагает, что если в основных понятиях в УПК будет указано, что такое предпринимательская деятельность, то не будет споров по этому поводу в конкретных уголовных делах. Однако таких споров и так не должно было быть – с учетом определения предпринимательской деятельности в другом законе – Гражданском кодексе РФ.

Проблема, на которую обратил внимание законодатель, обусловлена не «плохими» законами, а их неверным применением. Урегулировать данную проблему еще одним хорошим законом, полагаю, вряд ли удастся – для этого необходимо изменение практического подхода на уровне руководства правоохранительных органов и судов.

Подводя итог, в очередной раз отмечу активность законодателя на «ниве» изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Данная активность во многом носила, на мой взгляд, бессистемный характер, особенно в части введения в Уголовный кодекс новых составов преступлений.

Вместе с тем нельзя не отметить такие позитивные аспекты, как сокращение сроков наказания по делам о налоговых преступлениях, введение возможности отказа в возбуждении уголовного дела при условии возмещения ущерба, расширение количества статей, по которым возможно прекращение дел в связи с возмещением ущерба, установление сроков для прекращения по реабилитирующим основаниям уголовных дел с истекшими сроками давности при условии возражения обвиняемого против прекращения на основании истечения сроков давности.

В целом можно в очередной раз констатировать отсутствие существенной проблемы с законодательством – основная проблема заключается в его применении и ошибочной «обвинительной» трактовке со стороны правоприменителей. Пожелаем себе, чтобы в наступающем году проблема правоприменения начала решаться, и не будем забывать, что во многом это зависит и от нас, адвокатов, – в том числе от упорства в отстаивании нарушенных прав доверителей.

Источник: Адвокатская газета.


ФОТО: АБ ZKS.

Поделиться в социальных сетях

Хотите получать сообщения обо всех важных
новостях и событиях на нашем сайте?