Минюст активизировался с продвижением поправок к адвокатскому закону. Требования к статусу, деятельности и поведению защитников предполагается ужесточить. Часть норм уже обсуждалась в Совфеде в отсутствие представителей сообщества. «НГ» ознакомилась с рядом замечаний к законопроекту Минюста, направленных ведомству Константина Чуйченко. Эксперты указывают, что в целом новации выглядят попыткой власти отменить независимый статус адвокатуры и почистить ее кадровый состав.
Свои претензии к законопроекту направил совет Адвокатской палаты (АП) Москвы. Смысл замечаний в адрес Минюста действительно сводится к тому, что расширение полномочий ведомства поставит под вопрос независимость адвокатуры.
Например, есть идея единого государственного реестра (ЕГР) со сведениями обо всех адвокатах, оператором которого станет сам Минюст. Совет столичной АП напомнил: регулирование порядка выдачи ордеров отнесено к исключительной компетенции органов адвокатского самоуправления. А еще Минюст предлагает включать в ЕГР информацию о претендентах, не сдавших квалификационного экзамена. Московские юристы отметили, что ведомство само себе противоречит: реестр должен аккумулировать данные об адвокатах, но никак не о гражданах, которые статуса адвоката не имеют и не имели. Публичное, да еще и производимое без особой надобности размещение подобных сведений «существенно нарушает личные права граждан».
Ужесточаются, по замыслу Минюста, и требования к адвокатским запросам, которыми, по мнению чиновников, защитники часто злоупотребляют в собственных целях. В частности, расширяется перечень оснований для отклонения запросов. Ведомству Чуйченко прямо указали на размытые формулировки такой нормы, которые «позволят любому госоргану отказывать в предоставлении информации». Но, как выяснилось, помимо прочего готовится и еще одна инициатива, согласно которой право определять порядок приема в адвокатуру перейдет от Федеральной палаты адвокатов (ФПА) к Минюсту. Как говорится в письме совета АП Москвы, «отведение такой роли для ведомства противоречит законодательно установленным конституционно значимым принципам независимости и самоуправляемости адвокатуры».
По словам главы юркомпании AVG Legal Алексея Гавришева, реализация поправок приведет лишь к ослаблению адвокатуры и созданию новых препон в ее работе. Тот же адвокатский запрос станет «абсолютно нерабочим инструментом». Между тем защитники и сейчас находятся в заведомо ущемленном положении на фоне других участников процесса. Гавришев напомнил, что по ходу разработки поправок Минюст не раз просили сделать для адвокатов беспрепятственный доступ по удостоверению не только в суды, но и в здания госорганов и местного самоуправления, поскольку их двери открыты для следователей и прокуроров. Ведомство такие просьбы показательно игнорирует, а само решает расширить за счет чиновников состав квалификационных комиссий, принимающих экзамены на адвокатский статус, чтобы лишить сообщество большинства в этих структурах. Что касается ЕГР, заметил эксперт, то территориальные органы Минюста и так ведут подобные реестры по каждому субъекту РФ. Так что граждане и сейчас могут в любое время получить необходимую информацию о конкретном адвокате. Поэтому, констатировал Гавришев, приходится делать вывод, что предложения Минюста демонстрируют настойчивое «желание загнать все адвокатское сообщество под жесткий контроль». Это «может привести к полнейшей потере им независимости, откинет развитие института адвокатуры назад, в прошлое».
Кстати, по информации «НГ», буквально на днях прошла встреча представителей Минюста с сенаторами, где в том числе обсуждался и вопрос о качестве подготовки кадров в сфере адвокатуры. Самих же адвокатов на нее не позвали, а это может свидетельствовать лишь о том, что инициативы Минюста активно продвигаются, но без лишнего шума. Напомним, что Чуйченко недавно получил личную аудиенцию у президента, на которой презентовал ряд ведомственных проектов, получив на них высочайшее «хорошо». Не исключено, что в непубличной части встречи говорилась и о прочих идеях Минюста.
Как подчеркнул руководитель уголовной практики «BMS Law Firm» Александр Иноядов, недаром поправки Минюста, «серьезно ограничивающие права и независимость адвокатов и их профессиональной деятельности», рассматриваются параллельно с еще одной инициативой Чуйченко – расширением в регионах сети бесплатной юридической помощи (БЮП). Заметим, что многие эксперты уже признали, что речь идет о попытке огосударствления адвокатуры. Это сделают и через систему таких госюрбюро, и вследствие передачи Минюсту права определять условия приема в адвокаты. По словам Иноядова, госадвокатура априори не может быть независимой, следовательно, и «гарантии профессионального участия в разрешении правовой проблемы гражданина не могут быть реально обеспечены». Он уверен, что «нужно не только ограничить избыточное влияние чиновников на содержание оказываемой адвокатами юрпомощи, но принципиально и последовательно реагировать на допускаемые нарушения прав адвокатов как на нарушения закона».
Вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов подтвердил «НГ», что поправки Минюста «кардинально меняют принципы существования адвокатуры как профессионального независимого от органов власти сообщества». В самом сообществе к таким инициативам отнеслись негативно, действительно расценив их как попытку взять адвокатуру под госконтроль. К примеру, резкой критике подверглись планы наделить Минюст правом вносить представления о возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвокатов. Ведь именно саморегулирование и самоорганизация – это индикаторы сильной адвокатуры. Если их отменить, то недолго останется до ситуации в Белоруссии, где адвокатские конторы, как в советские времена, стали государственными, а переаттестация закрыла допуск к профессии наиболее неугодным власти юристам.
Как заметил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко, деятельность ведомств направлена на регулирование определенных сфер и отношений: «Так, Минфин регулирует аудиторскую деятельность, Минэкономразвития – оценочную, а Минюст – адвокатскую». И каждое из них сужает права саморегулируемых организаций и общественных объединений, «это общая тенденция для всего законодательства». К чему это приводит, вот вопрос: с рынка уходят многие специалисты, при этом конкуренция растет, а бизнесы укрупняются, что справедливо для всех обозначенных видов деятельности. Соответственно, считает Ткаченко, и адвокатские палаты будут укрупняться. Но говорить о том, что Россия движется к госадвокатуре, пока все же рано, хотя косвенные предпосылки к этому есть, «объем прав и свобод у адвокатов в целом, конечно, сократится».
Источник: Независимая газета.