Адвокаты обсудили стандартизацию своей деятельности и тонкости привлечения клиентов

26 апреля 2019
На конференции «Традиции и новации адвокатуры» прошли панельные дискуссии «Стандарты в работе адвоката» и «Околоклиентская среда обитания».

Участники первой дискуссии высказались о необходимости введения внутренних стандартов в адвокатских образованиях и проанализировали зарубежный опыт применения профессиональных стандартов. В рамках второй представители нотариата экономической сферы и IT поделились с адвокатами опытом привлечения, выбора клиентов и работы с ними.

Как уже сообщалось, в Челябинске прошла III Научно-практическая конференция молодых адвокатов «Традиции и новации адвокатуры», посвященная Ф.Н. Плевако, организованная АП Челябинской области, Советом молодых адвокатов АП Челябинской области, Адвокатским бюро «КРП», АП г. Москвы, Челябинским региональным отделением Ассоциации юристов России и Юридическим институтом Уральского государственного юридического университета.

В рамках конференции 24 апреля прошли панельные дискуссии на темы «Стандарты в работе адвоката» и «Околоклиентская среда обитания», сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов.

Стандартизации в адвокатской деятельности

Модератор панельной дискуссии «Стандарты в работе адвоката» управляющий партнер АБ «ЗКС» Денис Саушкин обратил внимание коллег на то, что стандарты существуют на разных уровнях – наряду со стандартами адвокатской деятельности, утверждаемыми Всероссийским съездом адвокатов, адвокатские бюро принимают собственные документы, регламентирующие их внутреннюю деятельность.

Председатель Совета молодых адвокатов Челябинской области, партнер АБ «КРП» Михаил Кириенко сообщил об итогах опроса адвокатских образований относительно стандартизации адвокатской деятельности. Так, большинство опрошенных не считают, что следует вводить внутренние стандарты в адвокатских образованиях. В ходе опроса также исследовались, в частности, аспекты, которые могут подлежать стандартизации (например, в ряде регионов установлены требования к помещениям адвокатских образований, высказываются пожелания стандартизировать отношения с доверителем), возможность включения отдельных аспектов адвокатской деятельности в образовательный стандарт.

Заместитель председателя Союза молодых адвокатов России, председатель Совета молодых адвокатов Воронежской области Евгений Панин рассказал о стандартах, установленных для адвокатов Франции. В частности, обязанность повышать квалификацию предусмотрена ст. 14.2 Закона от 31 декабря 1971 г. о реформе юридических профессий, порядок выполнения этой обязанности закреплен Указом от 27 ноября 1991 г. об адвокатуре и адвокатской деятельности.

Французский адвокат обязан уделить повышению квалификации 20 часов в течение одного года или 40 часов в течение двух лет подряд. До 31 января календарного года каждый адвокат подает председателю коллегии адвокатов декларацию о том, что он эту обязанность выполнил. В течение первых двух лет практики адвокаты должны все 40 часов посвятить изучению норм профессиональной этики.

Во Франции адвокат вправе иметь одну или две специализации. Коллегия адвокатов ежегодно публикует реестр адвокатов, наделенных таким правом. Если у адвоката две специализации, то время повышения квалификации распределяется между ними поровну. Если адвокат, имеющий свидетельство о специализации, не выполняет обязанность по повышению квалификации, ему отводится три месяца на то, чтобы представить свидетельство о повышении квалификации, иначе председатель коллегии адвокатов вправе запретить ему практиковать по данной специализации (он сможет продолжить практику только спустя два года).

Член Совета АП Пензенской области, заместитель председателя Союза молодых адвокатов России, председатель Совета молодых адвокатов Пензенской области Татьяна Карасева посвятила свое выступление стандартам адвокатов Великобритании, сосредоточив внимание на дуализме адвокатской профессии, представленной солиситорами и барристерами, и различиях в регулировании их деятельности.

Так, солиситоры до недавнего времени были вправе выступать только в судах низшего звена. Сейчас они обладают правом выступать в высших судах, но практически не пользуются им – в высших судах по-прежнему выступают только барристеры. Они взаимодействуют с клиентами не непосредственно, а через солиситоров, и для них в суде обязателен дресс-код – мантия и парик. В свою очередь, последние, в отличие от барристеров, могут входить в общества с ограниченной ответственностью и обращаться в суд по поводу невыплаты им вознаграждения клиентами. Также они, в отличие от барристеров, могут быть привлечены к ответственности за некачественную юридическую помощь. Но в целом, по словам Татьяны Карасевой, в стандартах деятельности барристеров и солиситоров появляется все больше общих черт.

Вице-президент АП Омской области Евгений Забуга проанализировал различные аспекты стандартизации адвокатской деятельности в России. По его мнению, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» может считаться стандартом адвокатской деятельности, а действующие к настоящему времени Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве и Стандарт профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров – документами, принятыми в его развитие. Евгений Забуга обратил внимание на то, что Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве дает адвокату возможность защитить себя от возможных претензий доверителей и других лиц, а Комиссию ФПА РФ по этике и стандартам назвал органом оперативного реагирования на вызовы времени.

Судья коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда Алексей Лихачев, отметив, что в России нет другого сообщества, столь же свободного и самоорганизованного, как адвокатура, напомнил слова С.С. Алексеева: юрист должен мыслить институционально. По его мнению, это можно отнести к адвокатуре, так как она развивает стандарты адвокатской деятельности и Кодекс профессиональной этики. Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве дисциплинирует адвокатов, поскольку они должны ориентироваться на содержащиеся в этом документе рекомендации, и вместе с тем направлен на организацию определенных отношений между адвокатом и доверителем.

Привлечение клиентов

Открывая панельную дискуссию «Околоклиентская среда обитания», ее модератор – управляющий партнер АБ «КРП» Евгений Ковалев пояснил, что приглашенные к участию в ней спикеры, представляющие нотариат, банковский сектор, брокерскую деятельность, систему IT, поделятся с адвокатами опытом привлечения, выбора клиентов и работы с ними.

Региональный управляющий по малому бизнесу ПАО «Росбанк» Татьяна Хрулева, например, считает, что клиентов нужно не только привлекать, но и растить. Если клиент доволен, то расскажет об этом кому-то одному, если недоволен – то десятерым, сказала она и добавила, что отношения с клиентами сейчас строятся на получении рекомендаций. Основными проблемами она назвала привлечение и удержание качественных клиентов. По ее словам, клиентов привлекают определенные продукты или условия обслуживания, в том числе индивидуальные.

Управляющий партнер и основатель «Napoleon IT» Руслан Ахтямов заметил, что в эпоху цифровой трансформации околоклиентская среда обитания будет находиться под контролем глобальных компаний. Они предложат «экосистему, в которую мы все должны будем встроиться». По его мнению, «уровень цифровой зрелости адвокатской профессии низкий», а самый оптимальный путь к его повышению в каждом конкретном адвокатском образовании состоит в том, что лицо, принимающее решения, погружается в повестку, читает материалы, получает дополнительное образование и в результате находит правильную механику, чтобы нанять команду менеджеров и реализовать свою цифровую идею.

В связи с вопросом о способах привлечения клиентов руководитель департамента юридической практики АКГ «Листик и Партнеры» Евгений Талалай заметил, что клиенты, подпадающие под определенные критерии, должны в обязательном порядке пользоваться услугами аудиторов. «Тесная связь с клиентом, – сказал он, – то корпоративное преимущество, которое мы выпестовываем. Вместе с тем мы руководствуемся правилами профессиональной этики, согласно которым слишком тесная связь с клиентом является нарушением».

Нотариус нотариального округа г. Челябинска, председатель Совета молодежи Челябинской областной нотариальной палаты Николай Третьяков пояснил, что нотариусам запрещено рекламировать свою деятельность, тарифы на нотариальные действия установлены законодательством, но доходы нотариусов различаются в зависимости от количества клиентов. А оно определяется репутацией нотариуса и его профессиональными навыками, показателем которых является в том числе спектр оказываемых им услуг (например, очень редкие нотариальные действия – назначение и проведение экспертизы, причем нотариальная экспертиза приравнивается к судебной).

Руководитель отдела по работе с клиентами АО «Открытие Брокер» в Челябинске Владислав Дьяченко, говоря о привлечении клиентов, заметил, что им надо предлагать такой продукт, который отвечает их ожиданиям, а у разных групп клиентов ожидания разные. Не стоит ждать, когда клиент придет сам, надо быть активным в его поиске, но при этом смотреть на свои услуги не как на продукт, который надо продать, а как на продукт, который покупают, считает Владислав Дьяченко.

Подводя итоги дискуссии, Евгений Ковалев сделал вывод, что адвокаты и представители других профессий в поиске и привлечении клиентов применяют примерно одинаковые методы и расширение контактов между профессиями будет способствовать их развитию.

Источник: Адвокатская газета


Поделиться в социальных сетях

Хотите получать сообщения обо всех важных
новостях и событиях на нашем сайте?